А ну-ка, дедушка!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

15.02.2018


«Все деньги мира»
США, 2017

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Кристофер Пламмер, Чарли Пламмер, Мишель Уильямс, Марк Уолберг, Ромен Дюрис, Тимоти Хаттон

18+

В прокате с 22 февраля

В кинотеатрах — «Все деньги мира» — тенденциозная реконструкция похищения внука Жана Пола Гетти, известного нефтяного магната. Заголовок ленты Ридли Скотта намекает на истинную подоплеку инцидента: обладатель огромного состояния оказался бессилен в борьбе с преступниками, поскольку речь шла не о выкупе. Дело было в образцово-показательном унижении миллиардера, коллекционера и филантропа.

В основание картины легла книга автора беллетризованных и вымышленных биографий Джона Пирсона, в списке клиентов и заказчиков которого фигурируют представители правящей династии, Уинстон Черчилль и Ян Флеминг... Но больше всех от британца досталось семейству первого миллиардера Земли. В карикатурном бестселлере 1995 года «Пол Гетти. Мучительные миллионы» Пирсон размашистой кистью прошелся по потомкам алчного и скаредного старикашки. Удивительным образом поделка сошла сочинителю с рук, а нынче под ней расписались признанные мастера экрана — режиссер Ридли Скотт и старейший действующий голливудский актер — 88-летний Кристофер Пламмер, заменивший на площадке Кевина Спейси, выкинутого из проекта после обвинения в сексуальных домогательствах.

Согласно легенде Джона Пирсона, в 1973 году мелкие итальянские мафиози похитили наследника Гетти и потребовали выкуп — 17 миллионов долларов. Дедушка проявил характер, заявив, что у него тринадцать внуков, и он не собирается рисковать их здоровьем ради спасения одного разгильдяя. Пять месяцев Жан Пол тянул волынку, но после того, как получил по почте отрезанное ухо мальчишки, расстался с тремя миллионами и вернул оболтуса в лоно семьи. Несколько лет спустя Гетти-старший отошел в мир иной, оставив наследникам сотни тонн антиквариата и дом-музей в Малибу.

Авторы утверждают, что вообразивший себя инкарнацией цезаря старец скопировал сей чертог с римских апартаментов императора Адриана. На самом деле дворец миллиардера — копия Виллы папирусов в Геркулануме, где в середине XVIII века была обнаружена крупнейшая античная библиотека. За минувшие столетия из 1800 обугленных Везувием свитков удалось расшифровать лишь половину. Предположительно, среди нераскрытых книг числятся трактаты Аристотеля, римская история Тита Ливия, трагедии Софокла... Но обнародовать раритеты никто не спешит. Мало того, сегодня раскопана лишь десятая часть скопированной миллиардером виллы: ответственные лица оправдываются отсутствием средств. Очевидно, Гетти был не прочь профинансировать археологические работы, но вместо благодарности получил бандероль с отрезанным ухом: не лезь, куда не велено, и подавись своими миллионами, нам они ни к чему... Между тем в 1980 году ответ на вопрос, отчего Вилла папирусов до сих остается тайной, покрытой пеплом, дал Умберто Эко. В самом деле, если бы упомянутый в романе «Имя розы» второй том аристотелевской «Поэтики» попал в крепкие руки американского миллиардера, мы проснулись бы в дивном новом мире, а не среди пыльной библиотеки, набитой залежами сочинений фальсификаторов истории Рима и темных веков.

Но выставить несчастного старика в комичном свете соавторам показалось недостаточно — извратив историю похищения, они сосредоточились на развитии побочных линий, выполненных в травестийном духе. Обозначили платонический роман честного цэрэушника (Марк Уолберг) с убитой горем невесткой Гетти (Мишель Уильямс). Раскрыли тему дружбы подростка (Чарли Пламмер) с проникшимся отцовскими чувствами, но поучаствовавшим в ампутации уха киднеппером (Ромен Дюрис). На страницы этой фантазии просочились лишь крупицы правды.

Так, в частности, показан быт американского нефтепромышленника, проживавшего не в калифорнийском дворце, а лондонском особняке — под охраной (или присмотром) бодигуардов, возглавляемых агентом ЦРУ. Не менее красноречивы обстоятельства выкупа: в день передачи средств Рим и предместья были зачищены от автотранспорта. Якобы для того, чтобы легче отследить машину, доставлявшую гангстерам деньги (а скорее, в знак особенного расположения отцов Вечного города к беспокойному американскому дедушке). Масштабная операция закончилась арестом мелких сошек, а истинные организаторы киднеппинга остались неизвестны — по версии Пирсона и Скотта, это произошло оттого, что заскучавшие без денег мафиози принялись сбагривать внука коллегам и потеряли друг друга из виду.

«Все деньги мира» напичканы подобными «приколами» неспроста — авторы лукаво подмигивают публике: нам известно куда больше, чем вам, но noblesse oblige, молчание — золото.