Артем Ткаченко: «Снимать для детей не только интересно, но и выгодно»

Денис СУТЫКА

30.11.2017


«Детки напрокат»
Россия, 2017

Режиссер: Татьяна Капитан

В ролях: Артем Ткаченко, Равшана Куркова, Диана Антосяк, Эрик Холявко-Гришин, Роман Курцын, Ян Цапник и другие

12+

Киностудия имени Горького, в прошлом известная своими прекрасными картинами для детей и подростков, выпустила на экраны ленту «Детки напрокат». Комедия посвящена вечной теме — взаимоотношениям между поколениями. 

У серьезной и ответственной женщины-юриста (Равшана Куркова) растет очень активная и непоседливая дочь Венера. В другой семье инфантильный папаша-блогер не справляется с воспитанием сына Макса. Обратившись к психологу, родители получают нетривиальный совет: поменяться детьми. К чему приводят такие игры, корреспонденту «Культуры» рассказал Артем Ткаченко, сыгравший отца-разгильдяя.

культура: Какими Вам представляются современные дети?
Ткаченко: Дети во все времена разные. Многое зависит от того, в какой среде ребенок растет. Одни учатся в лучших гимназиях столицы, другие — где-то в деревне под Орлом. У них разный бэкграунд и стартовые возможности.

Одно могу сказать наверняка, они очень развитые и сообразительные. Они быстрее учатся и схватывают все на лету. Порой они напоминают обновленный компьютер. При этом у нынешних мальчишек и девчонок прекрасное чувство юмора.

культура: С маленькими актерами сложно работать в кадре?
Ткаченко: Это не первый мой опыт работы такого рода. Сниматься с ними — одно удовольствие. Они настоящие и в хорошем смысле наивные. Дети на площадке — это батарейки, дающие энергию всей группе. С Эриком, сыгравшим моего сына, мы были знакомы раньше, а с Дианой, исполнившей роль дочки Равшаны Курковой, впервые встретились на площадке.

культура: Чем Вам приглянулся сценарий?
Ткаченко: В первую очередь мне понравилось то, что это история про детей и для детей. В России сегодня, к сожалению, редко снимают семейные картины. Кроме того, режиссер «Деток» Татьяна Капитан ушла от клише, которое мне навязали в кино. Впервые за долгое время мне досталась по-настоящему положительная роль.

культура: Говорят, что играть для детей сложнее, потому что они остро чувствуют фальшь.
Ткаченко: Возможно, в этом есть доля истины, особенно когда речь идет о юмористическом фильме. Всем известно, что комедию нужно играть серьезно. Только тогда она может получиться по-настоящему смешной. Это мы и пытались сделать.

культура: Вы упомянули, что у нас очень редко снимают ленты для детей. С чем это, на Ваш взгляд, связано?
Ткаченко: Мне кажется, продюсеры боятся вкладывать в семейное и детское кино. Переживают, что оно не окупится. Я признателен Киностудии имени Горького, руководство которой рискнуло взяться за нашу комедию. При этом стоит посмотреть на сборы «Последнего богатыря», и станет понятно, что зрители соскучились по семейному кино. Надеюсь, через некоторое время продюсеры поймут, что снимать для детей не только интересно, но и выгодно.

Я вырос на советских сказках, и они научили меня многим хорошим вещам. Думаю, и сегодня нужно стремиться создавать развивающее кино для детей. Чтобы в нем была заложена некая мысль, а ребенок мог научиться сопереживать, понял что-то важное про себя самого. А если картина еще и поможет укрепить семейные отношения, подскажет путь к взаимопониманию между поколениями, то просто замечательно.

культура: У Вас подрастают два сына. Они знают советские сказки?
Ткаченко: Мои дети любят как советские, так и современные российские мультики. Я сам с удовольствием смотрю с ними «Машу и медведя», «Фиксиков». Сейчас выходит очень много хороших, познавательных мультфильмов. В тех же «Фиксиках» рассказывают об электричестве, о том, что вода проводит ток, и так далее.

культура: По какому принципу выбираете проекты?
Ткаченко: В первую очередь смотрю на историю в целом. Немаловажные детали — команда постановщиков и артисты, с которыми предстоит встретиться на площадке. Иной раз видишь, что сценарий слаб, зато подобран интересный актерский ансамбль, способный дотянуть картину. Очень часто предлагают роли, которые мне неинтересны. Я вижу, что уже неоднократно играл таких героев и ситуации. Зачем снова повторяться? Чтобы заработать? Тоже вариант, но все-таки есть какие-то принципы.

культура: А часто приходится идти на сделку с совестью?
Ткаченко: Знаете, каждый раз, когда сижу без работы больше четырех месяцев, начинаю думать: «Господи, зачем я отказывался от ролей? Это ведь моя работа, и неважно, что история плоха». Но когда меня начинают посещать такие довольно грустные мысли, неожиданно появляется по-настоящему стоящее предложение. С прекрасным актерским составом и ярким режиссером. Например, недавно снялся у Дмитрия Черкасова в «Вольной грамоте». Действие картины разворачивается в XIX веке, мой герой — щеголь, франт, разбойник. Работать над образом было невероятно интересно.

культура: Ваш герой в «Детках на прокат» довольно инфантилен. У Вас есть с ним нечто общее?
Ткаченко: Меня, так же, как и Костю, дети очень многому учат. Я смотрю на то, как они решают сложные для своего возраста задачи, делают тот или иной выбор. Однако, в отличии от моего героя, я не могу позволить себе вести такой легкомысленный образ жизни. Хотя порой очень хочется. Я, конечно, безответственный, но до моего персонажа мне все-таки далеко (улыбается).

культура: А Вы не находите, что инфантилизм среди мужчин — это тренд нашего времени?
Ткаченко: Да, я согласен, сейчас идет довольно мощная эмансипация. Что с этим делать? Не знаю. Наверное, нужно правильно воспитывать наших детей. Пускай мамы руководят на работе, а дома все-таки позволяют это делать мужчинам. Родители своим примером бессознательно закладывают в детях определенную шкалу ценностей на всю жизнь. Ребенку нужно чувствовать, что отец принимает решения, а мать выступает в роли хранительницы домашнего очага.

В то же время я не считаю, что представительницам прекрасного пола нужно сидеть в четырех стенах. В том, что женщины сегодня во многих отраслях вышли вперед, нет ничего плохого. Может, для кого-то это станет откровением, но женщины, к примеру, лучше управляют автомобилем, потому что у них отличная реакция. Они более рассудительны. Главное, чтобы равноправие не перешло разумных границ. Иначе мы, мужчины, станем просто не нужны. Технологии шагнули далеко вперед, и для продолжения рода необязательно выбирать себе спутника жизни. Согласитесь, звучит грустно. Надеюсь, наше общество не дойдет до полного абсурда.