Сергей Зернов: «Стоит искать синтез национального содержания и голливудской формы»

Денис СУТЫКА

29.11.2017

О том, в каком направлении сегодня развивается одна из старейших кинофабрик страны и на каких ценностях строятся произведения для подрастающего поколения, корреспонденту «Культуры» рассказал директор студии Сергей Зернов.

культура: «Детки напрокат» сняты по сценарию дебютантки Наталии Дементьевой. Что Вас в нем привлекло?
Зернов: Пожалуй, прежде всего, нестандартность. В центре истории четыре очень обаятельных, но странных персонажа. Знаете, в американском кино «странность» как качество героя и двигатель истории возведена в культ. Достаточно вспомнить «Маленькую мисс Счастье», «Капитана Фантастик», фильмы Уэса Андерсона и братьев Коэн. Мы же зачастую продолжаем думать о том, чтобы пример был положительным. В этом нет ничего зазорного, пока положительность не превращается в стерильность. Персонажи нашего фильма не лишены недостатков, но они очень живые и непредсказуемые. Особенно, еще на стадии написания сценария, нам полюбилась девочка Венера. Эту роль исполнила начинающая свой путь в большом кино Диана Антосяк. Думаю, она станет открытием картины.

культура: Режиссер и сценарист Наталья Першина только что завершила съемки «Мертвых ласточек». Обычно крупные киностудии и продюсеры не рискуют связываться с молодежью. Почему Вы не опасаетесь?
Зернов: С Натальей ситуация особая. Понимаете, одно дело, когда режиссера нанимают на проект на несколько месяцев плотной, но форсированной работы, и совсем другое, когда постановщик обживал эту историю с момента замысла. В то же время писать сценарий и снимать кино — разные вещи. При переходе к съемкам вступают в силу вопросы ремесла, особенно когда речь идет о жанровом кино. Здесь новичку, каким бы он ни был талантливым, необходима поддержка. Поэтому на «Мертвых ласточках» мы решили подкрепить режиссера-дебютанта опытным художественным руководителем и пригласили на эту роль Николая Лебедева, автора «Легенды № 17» и «Экипажа».

культура: Сегодня принято считать, что окупиться в прокате могут только малобюджетные картины, в основе которых лежат национальные ценности. Действительно ли это так?
Зернов: «Последний богатырь» — прекрасное опровержение озвученного тезиса. Он стал рекордсменом отечественного проката за 2017 год. Да, содержание восходит к русскому фольклору, но форма подачи ближе к американским образцам, чем к киносказкам Александра Роу. И это естественно, ведь производителем выступил русский «Дисней». Однако, я думаю, не нужно копировать голливудскую матрицу, но оглядываться на нее стоит. Более того, даже в самые суровые времена наше кино никогда до конца не закрывалось от внешнего мира, а самые популярные картины нередко заимствовали голливудские приемы и даже сюжеты. Вспомните хотя бы комедии Александрова.

После войны экраны наводнили так называемые трофейные фильмы, они и вдохновляли новое поколение режиссеров. Сегодня в мире колоссальной популярностью пользуется южнокорейское кино. В чем особенности этого феномена? Пожалуй, им удалось найти идеальный синтез национального содержания и голливудской формы. Мне кажется, нам тоже стоит к этому стремиться.

культура: Кстати, «Последний богатырь» показал востребованность фильмов для семейного просмотра. Не кажется ли Вам, что у нас эта ниша пока не занята?
Зернов: Давайте согласимся с тем, что семейное кино — очень растяжимое понятие. Сборы «Последнего богатыря» показали востребованность не жанра в целом, а комедийной сказки. Фантастические истории в разных проявлениях всегда вызывают у людей интерес. Зритель жаждет зрелищности и волшебства, ему хочется убежать в иные миры. Совсем иначе обстоит дело в сегменте реалистичного семейного кино, где нет элементов мистики или фантастики. Вот оно, к большому сожалению, оказалось в последнее время на обочине внимания. Откровенно говоря, мне сложно с ходу припомнить примеры острых и тем более надрывных историй в категории «семейного кино», снятых в последние годы. Ну, не относить же к таким лентам «Волчка» или «Нелюбовь»?! Чего нам по-настоящему не хватает, так это простых и одновременно небанальных историй об отношениях. Приведу в качестве примера прекрасный советский фильм «Мама вышла замуж», который затрагивает самые болевые точки жизни, говорит об отношениях отцов и детей, но делает это без истерики и нагнетания. Более того, с сочувствием к зрителю и героям фильма. Кино для семейного просмотра должно апеллировать к самым очевидным и вместе с тем сложным вопросам: ценности семьи, дружбы, любви.

Мы стремимся переломить ситуацию. На экранах идут «Детки напрокат», сейчас мы закончили съемки и начали монтаж «Подкидыша», приступаем к работе над проектом «Я свободен». Это кино о взрослении, первой любви и настоящей мужской дружбе. Таким образом, мы пока выполняем намеченный несколько лет назад план по выпуску как минимум одной семейной картины в год.

культура: Почему исчезло такое понятие, как детское кино?
Зернов: Виной тому целый ряд факторов. Посмотрите, какой процент в прокате занимает сейчас полнометражная анимация. Это стало результатом стремительного темпа развития цифровых технологий. Негласно принято считать, что нишу детского кино в прокате занимает полнометражная анимация.

В советском кино детские или детско-юношеские фильмы проходили отдельной рубрикой, и изначально были рассчитаны на определенную аудиторию. Просто задачи были другие: воспитательно-дидактические. В современных условиях детские картины в чистом виде вряд ли возможны, но это нисколько не отменяет воспитательного потенциала кинематографа.

культура: Советские фильмы для детей, как правило, не стеснялись проговаривать простые истины: добро побеждает зло, необходимо любить, быть честным и прочее. Сегодня многие продюсеры считают это пережитками прошлого.
Зернов: Разве могут быть представления о честности и доброте пережитками прошлого? Разумеется, кино и сегодня должно «сеять разумное, доброе, вечное». Давайте взглянем с этой точки зрения на «Гарри Поттера». Это история о мальчике, который последовательно делает выбор в пользу добра, семьи и дружбы. Это вечные и вневременные ценности. Другой разговор — манера подачи. Советские ленты зачастую грешили слишком откровенным дидактизмом и прямолинейным противопоставлением хорошего и плохого. Думаю, современный зритель не потерпит, если ему будут навязывать положительный образец.

культура: У нас очень мало картин, обращающихся к поколению двадцатилетних и рассказывающих о его проблемах, стремлениях, мечтах. Как думаете, почему?
Зернов: Честно признаюсь, я не заметил такого дефицита. Напротив, только в этом году с большим успехом на фестивалях и в прокате прошла «Аритмия», повествующая о «ложке соли» на начальном этапе семейной жизни двух молодых людей. До этого был талантливый и перекликающийся с «Аритмией» фильм Оксаны Бычковой «Еще один год». В конечном счете «Горько!» тоже про это, но только в другой форме и в другом жанре. Возможно, герои этих фильмов чуть старше, чем привычные нам по тем же советским картинам молодые семьи, но таковы современные реалии и новая конъюнктура семейных отношений. Сейчас 30-летние — это молодая семья. А нехватка сюжетов о 20-летних отчасти объяснима тем, что эта возрастная категория перестала доминировать в зрительном зале.

культура: Помнится, в начале года Вы анонсировали анимационный проект «Гурвинек и Волшебный музей». В Европе картину показали еще летом. Когда нам ее ждать?  
Зернов: Это совместный проект с Чехией, Данией и Бельгией. Да, европейская премьера уже прошла, а российскую пришлось немного отложить из-за работы над специальной версией для нашего проката. В России «Гурвинек» выйдет весной 2018 года.

культура: Вы упомянули, что на киностудии приступили к монтажу «Подкидыша». О чем фильм?
Зернов: Это лирическая комедия для семейного просмотра — она будет пронизана ощущением доброты и тепла, легкости и света. Думаю, наш зритель соскучился по фильмам такого настроения. Картина — реверанс в адрес блистательного советского «Подкидыша» 1939 года, с которого по большому счету началась традиция семейного кино в СССР. Нам очень повезло с актерским составом: в фильме снимались Сергей Маковецкий, Инга Оболдина, Юлия Топольницкая, Павел Баршак и другие замечательные артисты.

культура: По сюжету «Подкидыша» героиня, девочка, теряется в Москве. Сегодня жизнь в столице строится совершенно по другим законам. Как маленькому человеку выжить в современном мегаполисе?
Зернов: В «каменных джунглях» все мы, вне зависимости от возраста, роста и статуса, становимся маленькими людьми. Героиня «Подкидыша» демонстрирует нам замечательный пример того, как можно не потерять себя, заблудившись в большом городе. Главное — хранить веру в себя и людей.


Фото на анонсе: Сергей Фадеичев/ТАСС