Ленинградское время

Денис СУТЫКА

07.05.2017


«Три дня до весны»
Россия, 2017

Режиссер: Александр Касаткин

В ролях: Кирилл Плетнев, Елена Лотова, Игорь Грабузов, Евгений Сидихин, Владислав Абашин, Юрий Ицков, Полина Красавина.

В прокате с 4 мая

На экранах — картина Александра Касаткина «Три дня до весны», повествующая о сорванной советскими героями попытке фашистов заразить блокадный Ленинград чумой. Первая часть трилогии, создаваемой на киностудии «Ленфильм», стала единственным фильмом, снятым специально к нынешнему празднованию 9 Мая.

Конец февраля 1942-го. Повсюду голод и мор. Неожиданно выясняется, что в осажденный город заслана группа диверсантов с целью бактериальной атаки. У офицера госбезопасности Андреева (Кирилл Плетнев) и молодого врача Марицкой (Елена Лотова) есть всего 72 часа, чтобы предотвратить катастрофу. Или — три дня до весны. Ведь с отступлением холодов возбудитель чумы будет распространяться с неимоверной скоростью…

Картина, снятая в лучших традициях советского военного кино — без вычурного монтажа, сумасшедшей цветокоррекции и с подробным изложением судеб героев — уже была отмечена главным призом в номинации «Лучший детектив» на международном кинофестивале DetectiveFEST. Саундтреком к фильму послужил «Ленинградский вальс» композитора Антона Лубченко в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра.

Воссоздать, как утверждают продюсеры, реальную историю с долей здорового художественного вымысла артистам и съемочной команде помогали люди, пережившие те трагические дни, — ветераны и блокадники. Они же первыми и увидели картину: приняли ее, кстати, вполне благосклонно, с теплотой. Действительно, стоит отдать должное создателям ленты, рискнувшим взяться за наиболее страшный момент в истории Блокады — темы далеко не самой коммерчески выигрышной и в то же время довольно болезненной, где нельзя сделать и шага, не попав под огонь критики со стороны различных политизированных сообществ.

Говоря о сюжете, нельзя не сказать и об удачно закрученной любовной линии между приезжим офицером и врачом Марицкой. Поначалу Андреев подозревает девушку в измене и даже обращается в НКВД, но в ходе работы по разоблачению диверсантов признает ее невиновность и влюбляется. Показано это достаточно тонко: лишь кроткие прикосновения, взгляды. Любопытно, что большинство второстепенных ролей в фильме сыграли малоизвестные для массового зрителя актеры-петербуржцы, обладающие заметной харизмой и яркими типажами.

Если говорить о минусах, то создатели «Трех дней…», пожалуй, слишком дешево продают историю. Герои чересчур просто распутывают заговор и спасают Северную столицу. Порой фильму не хватает саспенса, а там, где у зрителя по логике должны трястись поджилки, этого не происходит. Но в целом лента оставляет благоприятное впечатление, отвечая на запрос как любителей исторической достоверности, так и остросюжетного кинематографа. К тому же в будущем нас ждет продолжение трилогии, где, вполне вероятно, сценаристы и режиссер учтут недоработки первой части.