Разведка боем

Алексей КОЛЕНСКИЙ

26.04.2017


«Секретный агент»
Великобритания, 2017

Режиссер: Майкл Аптед

В ролях: Нуми Рапас, Джон Малкович, Майкл Дуглас, Орландо Блум, Тони Колетт

18+

В прокате с 27 апреля

В прокате остросюжетный шпионский триллер от режиссера «И целого мира мало» и «Парка Горького» Майкла Аптеда. Замысел «Секретного агента» возник после серии лондонских взрывов в июле 2005 года. Британский драматург Питер О’Брайэн убедительно докрутил сценарий террористической войны, затеянной — согласно его версии — американскими партнерами исламских фундаменталистов. 

Голливудские студии отвергли проект, но в 2008-м Unlocked (тут уместен идиоматический перевод: «Расчехлились») занял первую строчку в «Черном списке лучших сценариев» и добрался на экраны с многочисленными переделками. 76-летний британский постановщик был приглашен с умыслом: этот представитель старой гвардии предпочитает динамике экшн-сцен плотный рисунок актерской игры, мастерски расставленные акценты...

Узнав о готовящемся взрыве бактериологической бомбы в центре Лондона, шеф ЦРУ (Джон Малкович) приказывает найти и допросить «языка». Миссию поручают «спящему агенту», подрабатывающему клерком в социальной службе мусульманского района британской столицы. Получив шифрограмму, Элис Расин (Нуми Рапас) прибывает в отель, где ее ожидают коллеги и арестованный террорист. Девушка раскалывает клиента. Но внезапно на мобильный звонят из Лэнгли — оказывается, контора знать не знает о схваченном злодее. Поняв, что выбивала показания для врагов Дяди Сэма, Элис совершает побег с арестантом. 

Араба убивают. Расин успевает скрыться и отыскать его духовного наставника. Однако имам не причастен к активизации подпольщиков: контроль над ними был перехвачен таинственным цэрэушным «кротом», активировавшим шпионку. Далее следует калейдоскоп погонь и схваток, в которых обнажается природа запутанных отношений двойных — американских и британских — агентов. Цитаты из «Третьего человека» Кэрола Рида и «Трех дней Кондора» Сидни Поллака здесь очень кстати и не затемняют актуальный месседж закрученной интриги. 

Глубокая конспирация ячеек превращает террористов в объект манипуляции не только для одержимых шейхов, но и для куда более влиятельных руководителей спецслужб. Изнутри, как и снаружи, архитектура заговора представляется темным лесом, а единственный ключ к разоблачению реальных заказчиков — ответ на вопрос «кому выгодно?». Поэтому злоумышленники кровно заинтересованы во внешней абсурдности терактов. Тут же становится очевидно: точечные удары на европейском фронте являются разведкой боем, прощупывающей слабые узлы систем безопасности и создающей медийный фон для готовящегося преступления, сомасштабного атаке на башни-близнецы. Авторы картины полагают, что это будет теракт с применением бактериологического оружия на нескольких континентах. Цель акции: убедить мир, что на карту поставлено выживание человечества. Лишь в этом случае англосаксы получат долгожданный мандат на тотальную ликвидацию «исламской угрозы».