Сирота цыганская

Денис СУТЫКА

20.04.2017


«Яна+Янко»
Россия, 2016 

Режиссер: Наталья Меркулова

В ролях: Олеся Судзиловская, Даниль Зинатуллин, Максим Виторган, Артур Смольянинов, Тинатин Далакишвили и др. 

В прокате с 13 апреля

12+

В прокат вышла комедия «Яна+Янко», ставшая дебютной работой режиссера Натальи Меркуловой в большом кино. Истории о селф мейд вумен нынче далеко не редкость, и новый фильм из того же ряда. Главная героиня — редактор модного журнала в исполнении Олеси Судзиловской — напоминает и Мерил Стрип в «Дьявол носит Prada», и Сандру Буллок в «Предложении».

— Мне кажется, это нормальное развитие событий, — уверяет «Культуру» Меркулова. — Если мужчина теряет свои прямые функции, то их непременно кто-то подбирает. В данном случае мы, женщины.

Режиссер призналась, что влюблена в независимых современниц и очень хочет быть похожей на них. При этом оговорилась: в каждой такой неприступной барышне живет маленькая девочка, жаждущая любви и нежности. 

Действие «Яна+Янко» разворачивается вокруг одинокой железной леди, планирующей победить на конкурсе «Женщина года». У нее есть мягкотелый любовник (Максим Виторган) и поклоняющийся ей коллектив журналистов и пиарщиков. Неожиданно Яна узнает о смерти своего отца, оставившего восьмилетнего приемного сына-цыгана (Даниль Зинатуллин). Чтобы не подпортить себе имидж, героиня вынуждена забрать ребенка. Правда, тот оказался не по годам смышленым и быстренько поставил зазнавшуюся начальницу на место. Если быть точным, к плите, где и должна, по его мнению, находиться настоящая мать.


— Я хотела столкнуть современную жесткую женщину с совсем другим миром, — пояснила Меркулова. — Мне было важно, чтобы маленький мальчик выступил в роли взрослого, мыслящего мужчины. Он задает героине серьезные вопросы. У него есть понимание семьи, довольно конкретное, почти домостроевское. 

По признанию режиссера, сценарий она писала с себя и успешных подруг. 

— Проработав очень долго на руководящих должностях, я понимаю, как это меняет женщину. Что она может найти дома? Только холодную постель.

— Или какого-нибудь дежурного поклонника, — добавляет Судзиловская. 

— А то и чужого мужа, как в нашем фильме, — обменявшись улыбками с актрисой, продолжает Наталья. 

На площадку к Меркуловой Судзиловская пришла сразу после съемок в сериале «Орлова и Александров». 

— Была вся такая поющая, летящая, — отметила Олеся. — Думала, органично впишусь в образ главреда модного журнала, но Наташа сказала: «Нужно возвращаться к себе и искать нашу Яну». 


Требовалась уверенная женщина со стальными скулами, которая взглядом прожигает пол. 

— С Олесей я работала в картине «Интимные места» и чувствовала, что в ней есть такие черты, просто надо их вытащить. Мы полтора месяца выстраивали роль. Это были сложные и кропотливые репетиции. И когда однажды она пришла на площадку, бросила сумку в кресло, дерзко закинула ногу на ногу, я поняла: вот наша Яна, — подытоживает режиссер.

Редактор Судзиловской — дама в очках и брюках, зачастую чересчур требовательная, судя по внешнему виду и поведению, точно знающая, чего хочет от жизни. Есть и второй план: героине выпало трудное детство, она осталась одна и теперь, став успешной, вынуждена постоянно подавлять в себе девочку, недополучившую ласки. Любовник в исполнении Виторгана — «порядочный» семьянин, который время от времени наведывается к Яне и не сильно огорчается, когда та исчезает. Помощница редактора (актриса Тинатин Далакишвили) — светлая и чуточку взбалмошная, готовая пойти на все ради шефа. 

В общем, режиссура, актерская игра и операторская работа оказались на уровне, но подкачал сценарий. Фильмы о сильных женщинах стали мейнстримом: найти в подобных историях что-то свежее практически невозможно. Как правило, сюжет строится вокруг непреклонной бизнес-леди, ее свиты и героя, способного разрушить привычную жизнь и открыть даме новые горизонты. Этим «героем» в картине выступает приемный сын Яны. Но вот сам он что за птица — порой непонятно. Можно допустить, будто восьмилетний мальчик прекрасно знает, какими качествами должна обладать настоящая женщина. Однако совершенно неясно, почему он чисто по-человечески выбрал Яну, разглядев в этой эгоистичной натуре свое детское счастье. 


Как бы создатели ни старались намекнуть на душевность и семейность ленты, глубокие чувства из нее просто выхолощены. Снимали «Яна+Янко» как комедию, но в зале почему-то смеялись всего раза три-четыре. В финале Олеся Судзиловская произносит пронзительный монолог и просит приемного сына вернуться домой. Надо отдать актрисе должное — делает это превосходно, но из-за огрехов сценария речь не достигает эффекта. С другой стороны, современное зрительское кино никогда не ставило высокой художественной планки. В целом фильм получился сносным, а главное, понятным любому человеку. Правда, ответить на вопрос, стоит ли смотреть, сложно. Разве что один разок и, как это случается с большинством новейших российских картин, благополучно забыть.