«Последствия» неизбежны

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.04.2017


«Последствия»
США, 2017

Режиссер: Эллиотт Лестер 

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Скут Макнэри, Кевин Зегерс, Мэгги Грэйс

18+

В прокате с 6 апреля

В текущем году Сарик Андреасян готовится приступить к экранизации сценария «Непрощенный» о трагедии Виталия Калоева. Узнав о замысле небезызвестного в Голливуде российского режиссера, американцы нанесли упреждающий удар и выпустили в прокат назидательную версию резонансной истории. На экранах «Последствия» Эллиотта Лестера. В роли мстителя — Арнольд Шварценеггер. Слоган фильма: «Месть — путешествие, из которого нет возврата».

Железный Арни зашел в скромный проект не за деньгами или славой, а по зову сердца. Но, видимо, что-то не задалось, и картина с рабочим названием «478» (столько дней отделяет катастрофу над Боденским озером в июле 2002 года от убийства авиадиспетчера Петера Нильсена) добралась до кинотеатров как «Последствия». Изменился не только заголовок — вместо планировавшегося байопика получилась социальная драма с новыми обстоятельствами места-времени и парой героев-антагонистов, встречающихся за четверть часа до финала.  

Прораб Роман Мельник (Арнольд Шварценеггер) вкалывает на американской стройке и готовится встретить Рождество с женой и беременной дочкой, прибывающими из России ближайшим авиарейсом. Диспетчер Джейк Бонаос (Скут Макнэри) заступает на последнюю вахту в своей жизни. Тут же все идет наперекосяк — коллега отлучается перекусить, в диспетчерскую заходит электрик и отключает телефонную линию на профилактику, а босс требует немедленно связаться по коммутатору с соседним аэропортом. Джейк отвлекается от монитора и не замечает сближения воздушных судов. 

Несколько минут спустя о случившемся узнает добравшийся до воздушной гавани Роман. Пообщавшись с психологом, прораб добирается до места крушения, участвует в разборе обломков и находит бусы, а затем тело дочери (первое — правда жизни, второе — домыслы создателей). С каждым днем он все глубже погружается в бездну отчаяния. С Джейка снимают обвинения в халатности, но ему приходится не слаще. Томительная череда будней усугубляет ужас и мрак, накрывающий совестливых мужиков (Шварценеггер и Макнэри скупо, но одинаково убедительно работают на крупных планах) — одному не с кем разделить горе, другому стыдно смотреть людям в глаза. Бывший диспетчер расстается с женой и ребенком, прячется взаперти, подсаживается на релаксанты. В конце концов меняет имя и перебирается в другой город. 

Режиссер выдерживает ровный скорбный тон, ни в чем не перегибая палку, — лишь сотрудники авиакомпании смотрятся лицемерами: отказываются извиниться, но предлагают солидные отступные. Прораб недоумевает и в соответствии с официальной версией инцидента настигает предполагаемого виновника катастрофы лишь затем, чтобы услышать личные извинения. Вендетту, как известно, никто не планировал. Автор, всю дорогу сохранявший уважительную дистанцию к горю, внезапно меняет тон.

Отсидевший за убийство восемь лет (а не два года, как Калоев) Мельник отправляется на могилу родных, где его поджидает осиротевший Бонаос-младший. И, приставив к голове врага пистолет, не решается нажать на курок, оговариваясь: «Я не так воспитан». 

Неужели картина затеяна ради этого жалкого морализаторства? Точно ли американский диспетчер и маячащий за его спиной Петер Нильсен пострадали из-за дурного воспитания Романа Мельника — тени Виталия Калоева? Однако ранее режиссер уже показал, в чем состоит сущностная разница между «цивилизованным гражданином» и «приезжим варваром». Специалист, причинивший смерть ни в чем не повинным людям, принял компенсацию. А «наш человек» ее отверг. Поскольку же иных форм расчета ему не предложили, герой принял вызов и поставил точку в личном деле диспетчера. 

Но главное откровение «Последствий» не в сухой констатации межцивилизационного разлома, а в умышленно расставленных акцентах. Лестер намекает: недотепа-диспетчер стал разменной пешкой в спланированной игре, о правилах которой до конца не знал ни один из его коллег, но исход был очевиден всем. В реальности незадолго до происшествия штат компании «Скайгайд» урезали, основную и резервную телефонные линии отключили, а заодно и оборудование, сигнализирующее об опасности сближения эшелонов... Но косвенно причастные к катастрофе сослуживцы Нильсена оказались оправданы или отделались условными сроками. 

Возможно, впрочем, выкинутый с «золотым парашютом» терпила догадался о подставе, чем и объясняется его агрессивное поведение, спровоцировавшее Калоева на расправу...