Без собак нельзя никак

Алексей КОЛЕНСКИЙ

05.04.2017


«Собачья жизнь» 
США, 2017

Режиссер: Лассе Халльстрём

В ролях: Джош Гад, Деннис Куэйд, Пегги Липтон, Джульет Райлэнс, Люк Кирби

6+

В прокате с 30 марта

Мелодрама Лассе Халльстрёма «A Dog’s Purpose» (дословно — собачье предназначение) вышла на российские экраны под названием «Собачья жизнь». Речь тут не о качестве, а о смысле земного бытия. Восемь лет назад режиссер воспел Хатико, на этот же раз решил показать, что и после своей смерти пес остается верным хозяину. Несмотря на сюжетные натяжки, лента встретила теплый прием, потому как явила собой подлинный пример настоящей преданности и дружбы.

Мир, увиденный глазами животных, — заповедник, где бродят небесные мустанги Ламориса («Белая грива»), нелюдимый ослик Брессона («Наудачу, Бальтазар») и общительные питомцы Згуриди, но большую его часть занимает собачья площадка. Вполне естественно: эти четвероногие друзья активнее прочих живых существ участвуют в делах человеческих — служат, защищают, «знают место», не рассуждая жертвуют всем ради владельцев.

Сюжет вкратце довольно прост: щенок золотистого ретривера убегает от мамы, попадает в приют, а затем к живодерам. Счастливо избежав гибели, Бэйли становится членом семьи провинциального коммивояжера.

Пес подрастает вместе с мальчуганом Итаном — участвует в детских проделках, открывает мир, задумывается над смыслом жизни. Однако семейная лодка дает трещину. Отец уходит из дома, юный хозяин получает спортивную травму, а особняк сгорает. Итан уезжает в университет, и затосковавший Бэйли умирает, не вынеся разлуки. Но тут же воскресает в шкуре немецкой овчарки, поступает на полицейскую службу, гибнет в неравной борьбе с негодяем и «перебирается» в тело корги, а потом возрождается здоровенным сенбернаром. Встретив бывшую пассию Итана, пес разыскивает и его самого. Соединяет сердца расставшихся влюбленных и доживает свой век рядом с другом, опознавшим преданного любимца даже в новой шкуре.

Все четыре собаки очаровательны. Слабое место картины — люди, вернее, их размытые образы. Дебютировавший роликами АВВА Лассе Халльстрём остался заложником клипового мышления и прославился как автор мелодрам о гармоничном сосуществовании хорошего с лучшим. Его лирическая тема — идиллия. От фильма к фильму ослабляя драматургию, Халльстрём настаивает: конец истории — свершившийся факт и золотой век не за горами, надо лишь подобрать к нему нужный ключик. Некую универсальную эмпатию. Например, ту, что овладевает псом, когда он реинкарнирует в силу неодолимой привязанности к другу детства. Поэтому все перипетии «Собачьей жизни» сводятся к череде горьких разлук и внезапных встреч. Прочие сюжетные повороты нужны только затем, чтобы перейти к следующему эпизоду.

Собачья рефлексия мало добавляет картине халльстремовского мира. Пока голос пса озвучивает переживания героя, его «тушка» то резвится на приволье, то путается под ногами. С этой проблемой удается справиться лишь явившемуся в финале Деннису Куэйду — он преодолел дистанцию с партнером, сыгрался и наладил эмоциональный контакт. Коротающему закат дней Итану просто некуда деться: узнав, что он еще кому-то нужен, парень преображается на глазах. Прочие фигуранты «дела Бэйли» напоминают детали интерьера, так как не имеют к главному герою никакого отношения.

Да, можно упрекнуть «Собачью жизнь» в излишней простоте сюжета, четырех хеппи-эндах и спекуляции на нашей привязанности к братьям меньшим, но все это не умаляет правильности посыла, заложенного в картине. Собака — архетипический сообщник, надежный товарищ, незаменимый союзник человека с давних времен. Многие помнят, как в «Белом Биме Черное ухо» Станислава Ростоцкого сеттер делит радость сезонной охоты с одиноким хозяином, не смиряется с внезапной разлукой. Принимает вызов злодейки-судьбы и вступает в неравный бой с жестоким миром. Оберегает сокровища, утраченные равнодушными обывателями, — человеческое достоинство и открытость. А заодно поэтический образ единственной, неповторимой и, следовательно, конечной собачьей жизни.

И если на нашем экране давно перевелась всякая живность (не будешь же всерьез рассматривать в этом ключе телесериал про Мухтара), то американский кинематограф продолжает воспитывать людей, способных ценить прекрасное, в том числе и собаку. Искренняя дружба между человеком и его питомцем — давно забытая тема для отечественного кино. Она просто не вписалась в разборки наспех скроенных невротизированных персонажей, не умеющих найти общий язык друг с другом, а уж тем более — с трогательным существом, проживающим каждый божий день как чудо. Дефицит доверия, а главное, настоящей жизни особенно сказывается на детях. Давно ли вы видели на экране современного Малыша, который расстраивается, что «собаку ему не подарят»? Мы сами отучили их любить и сопереживать, а теперь удивляемся, что живому общению и лохматому другу они предпочитают уродливых покемонов.