Где ты, сила богатырская?

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.12.2016


«Три богатыря и Морской царь».
Россия, 2016

Режиссер: Константин Феоктистов

Роли озвучивали: Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Олег Куликович, Валерий Соловьев, Дмитрий Быковский-Ромашов

6+

В прокате с 1 января

На экранах седьмая серия похождений былинных витязей. На сей раз добры молодцы померились силушкой с подводной нечистью. Правда, не обошлось без имиджевых потерь.

Все смешалось в доме Добрыни. Настасья с самого утра пилит супруга: «Я в домработницы не нанималась, давай-ка мусор вынеси да на рынок ступай». Тот и потопал, куда послали. Там разговорился с друзьями. Выяснилось, что и у Муромца, и у Поповича семейная жизнь не задалась. А у Киевского князя совсем казна прохудилась. Лишь заведующий библиотекой Юлий да посаженный в подвал на цепь Змей Горыныч не унывали. Конь загорелся идеей поправить государственные финансы, достав морской клад. Присмиревший дракон посоветовал богатырям разыскать своего китайского сородича и добыть клыки, которые вернут молодцам былую силу. Недолго думая, отправились хранители земли Русской в самоволку, и князь с Юлием тихонько улизнули из стольного града. 

Морской царь не дремал. Задумав жениться и прознав, что в Киеве девки хороши, утопил город в пучине. Народишку хоть бы что — притерпелись, обжились... Богатырские супруги обзавелись русалочьими хвостами, прижились во дворце супостата, потерявшего голову от Добрыниной Настасьи. Тут князь да витязи из дальних странствий вернулись и разобрались со сластолюбцем. 


В седьмой части франшизы сказочники студии «Мельница» пытались раскрыть тему кризиса среднего возраста. Прозрачная метафора: засидевшиеся у юбок богатыри лишаются сил и ума. Надеясь восстановить былое могущество с помощью чудодейственного снадобья, отправляются за тридевять земель. Оставленная без хозяйского глаза родная земля погружается в безвременье, а отрастивших хвосты жен прибирает к рукам морской разбойник, отчего-то смахивающий на типичного французского короля. 

Взрослый сюжет требовал небанальных художественных решений, но авторы  положились на авось. В итоге между исполинскими образами и заедающим бытом образовалась бездна, которую просто залили водой. Но откачать ее богатыри уже не смогли — фольклорные добры молодцы просто сдулись (очень не вовремя — мультик обретает объем лишь в сюрреалистических зарисовках подводно-киевского житья-бытья).


Махнув рукой на бывших героев, авторы переместили действие во дворец Морского царя. Сосредоточились на гэгах, усложнили ритмический рисунок, нарастили темп и задействовали кордебалет морских чудовищ, пытаясь выкрутиться из бессобытийного болота. Но о развитии характеров и спасительном чуде, преображении мира и торжестве морали речи уже не идет — финал оказался виньеткой нерассказанной истории. 

В этом бедламе проиграли все: отбившаяся от рук свита «не сделала» Морского царя, а морально-стойкие половины не сыграли роли хранительниц домашних очагов. Так и остались «Три богатыря» поэмой без героев, а битва хилого добра и игривого зла обернулась карнавалом с засидевшейся в девках самкой осьминога, летающими пингвинами и застрявшим в настенных часах Юлием.