Полмиллиона за пьесу

Виктория ПЕШКОВА

07.12.2018

На Новой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялась церемония награждения победителей первого Международного конкурса на лучшую современную пьесу года «Автора — ​на сцену!»

Полемика о современной драматургии вскипает в театральном сообществе и его окрестностях с завидной регулярностью в течение двух последних десятилетий. Сколько копий сломано вокруг того, что и как она должна отражать, чтобы быть адекватной нашему сегодняшнему бытию, чтобы режиссерам не приходилось в очередной раз перетолковывать классиков, в поисках ответов на вопросы, которые ставит перед человеком новое время. Камертоном дискуссий, как правило, становится тот простой факт, что Грибоедов и Гоголь, Островский и Чехов, Булгаков и Эрдман прежде, чем стать нашим театральным всем, были злободневными драматургами. Дальше вспоминают, какие вдохновенные споры вели зрители после спектаклей по пьесам Виктора Розова и Михаила Шатрова, Алексея Арбузова и Александра Вампилова.

Различных конкурсов, поставивших себе целью найти и поддержать тех, кто считает себя способным принять эстафету из рук выдающихся предшественников, в стране не так чтобы мало. Но охватывают они далеко не весь диапазон драматургических исканий. Задачу заполнить имеющиеся лакуны взял на себя конкурс «Автора — ​на сцену!». Появился он в марте этого года, в день 150-летия со дня рождения Максима Горького. Инициатором выступил писатель и драматург Юрий Поляков, организаторами — ​возглавляемая им Национальная Ассоциация Драматургов (НАД) и компания «Театральный агент», специализирующаяся на защите авторских прав.

Всего в конкурсе приняли участие 235 авторов из тринадцати стран. Работы соискателей оценивало жюри во главе с Юрием Поляковым. В состав ареопага вошли гендиректор компании «Театральный агент» Виктория Сладковская, прозаик и драматург Владимир Малягин, возглавляющий семинар драматургии в Литературном институте им. А. М. Горького, организатор конкурса «ЛитоДрама» Наталья Якушина, режиссер Александр Дмитриев, драматург и сценарист Владимир Горбань. В итоге было отобрано десять победителей:

Валерий Алферов, «Закон бумеранга»
Наталья Демчик, «Тонкие материи»
Сергей Кочнев, «Шелест могучих крыльев»
Марта Ларина, «Ширма»
Олег Малышев, «Дорогой подарок»
Даниэль Орлов, «Ведро»
Татьяна Осина, Марина Ошарина, «Ради тебя»
Александр Поздняков, «Генерал»
Шаура Шакурова, «За синими туманами»
Юрий Рыбчинский, «Царь Ирод»

Последняя пьеса, кстати, интересна не только тем, что прибыла на конкурс из Киева, где живет и работает автор — ​связи между нашими народами бесповоротно оборвать все-таки не получается, — ​но и тем, что представляет собой редкий по нынешним временам образчик драмы в стихах.

Победа в конкурсе сама по себе очень лестна для любого драматурга, но обычно, все заканчивается почетным дипломом, а пьеса так и остается на бумаге. Организаторы конкурса «Автора — ​на сцену!» подарили лауреатам возможность увидеть свое детище на сцене. Помимо диплома драматурги получили сертификат на 500 000 рублей, который можно будет передать для постановки пьесы. Для большинства региональных трупп это вполне достаточная сумма, чтобы спектакль не игрался на коврике между двух стульев. И некоторые авторы уже на церемонию награждения прибыли вместе с директорами театров, принявших их пьесы к постановке.

— С тем, что современная драматургия необходима как воздух, — ​подчеркнул, вручая награду одному из лауреатов, режиссер Тигран Кеосаян, — ​никто не спорит. Вопрос в том, чем она наполнена, какие мысли и чувства способна пробудить в зрителе? Публика устала от мрака и безнадежности, от разгула фиглярства и эпатажа. И чем скорее драматурги это поймут, тем лучше.

Те, кому до безоговорочной победы, не хватило каких-то полшага, составили, если можно выразиться, «олимпийский резерв» премии: Анна Гейжан («Сезон закатов»), Валерий Рокотов («Булгаков и черт») и Андрей Пархоменко с Ириной Якубовской («Привет, КарлСон»).

Пьесы-лауреаты будут собраны в журнале «Современная драматургия» и в новом альманахе «Драматургия и театр», которые выйдут в начале 2019 года и будут разосланы как в российские театры, так и в ряд театров стран СНГ.

— Когда-то новые пьесы, — ​поделилась своими переживаниями известный драматург Надежда Птушкина, — ​с удовольствием издавали не только специализированные театральные издания, но и так называемые толстые журналы. Я помню, как люди по утрам спешили к заветному киоску «Союзпечати», чтобы успеть купить новый номер долгожданного журнала. Сегодня у драматургов возможностей вроде бы больше — ​есть интернет, но в его дебрях легче потеряться, чем найти то, что тебе нужно. То, что пьесы-победители будут не просто опубликованы, но еще и «доставлены» к месту назначения — ​в театры российской глубинки, это несомненная заслуга конкурса.

Поздравляя лауреатов с заслуженными наградами, известный актер Евгений Стеблов, пожелал им, чтобы их произведения нашли свой путь к публике: «Конкурс для каждого из вас — ​серьезная победа, но пьеса обретает жизнь даже не тогда, когда превращается в спектакль, а когда находит место в душе зрителя. Когда воспоминания о давно увиденном спектакле живут спустя многие годы.

Лауреатам 2018 года остается набраться терпения и ждать, когда их пьесы наконец-то увидят свет рампы. Между тем начинает набирать обороты новый конкурс, который стартует в феврале 2019 года. И не исключено, что перед ним откроются новые горизонты и перспективы. Выявить талант — ​это еще полдела. Важно дать ему возможность состояться.

— Никакие благие намерения, никакие добрые чувства, — ​уверена глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская, — ​не могут компенсировать недостаток мастерства. Творческий человек обязан развиваться, совершенствоваться и мне кажется, что дальше надо думать о школе для драматургов. Главным капиталом являются не деньги, а таланты — ​их поиску и воспитанию надо посвятить все имеющиеся в наличии ресурсы. Мы не можем законодательно увеличить количество талантов в нашей стране, но можем облегчить им дальнейшую жизнь в искусстве — ​этому как раз и посвящена работа думского комитета по культуре.