Взяли за основу

Андрей САМОХИН, Смоленск

09.04.2015

Пока в центре не могут договориться по поводу «Основ православной культуры», на Смоленщине уже почти двадцать лет преподают этот модуль как факультативный и региональный. Причем «православность» органично увязывается здесь с воспитанием патриотов. Подход этот, как и саму инициативу, предложил патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским. «Культура» решила выяснить, что же такое «школьная духовность по-смоленски».

...От Москвы, в общем-то, рукой подать. Четыре с половиной часа в удобном сидячем поезде «Ласточка», и вас встречает город русской ратной славы. По дороге припоминаю великих смолян: адмирал Нахимов, первый космонавт Гагарин, поэт Твардовский, авиаконструктор Лавочкин, скульптор Коненков — и это только «по верхам». Явно урожайное на таланты место.

Смоленск — град на холме. В хорошую погоду, когда солнце играет на куполах величественного Успенского собора, пускает золотые кораблики по Днепру, кажется, что по своей стати он вполне мог быть столицей. Хотя всегда нес иную функцию: заслон, форпост, крепкий вал на пути вооруженной или ползучей экспансии Запада на Русь.

Может, именно исторически сложившийся характер предопределил отношение местных жителей к углубленному преподаванию в регионе «Основ православной культуры»? Здесь не было выступлений «либеральной общественности» против «клерикализации» школы, родители не протестовали. По крайней мере, так рассказывал мне епископ Смоленский и Вяземский Исидор в своем уютном кабинете под огромной копией чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитирии». Как не поверить владыке? Тем не менее еду в городскую школу № 33, дабы убедиться воочию.

Школа самая обычная. Сюрприз — полное отсутствие шатающихся около здания подростков с наглым мутным взором, пивком да куревом, матюками... 

Начинается открытый урок под названием «Смысл жизни», восьмиклассники рассаживаются группами — как на семинарах. У доски — Жанна Лукашенкова, учитель русского языка, литературы и православной культуры, победитель Всероссийского педагогического конкурса 2013 года «За нравственный подвиг учителя».

Одна за другой появляются надписи: «образование», «война», «святые», «искусство», «родители», «Бог». Каждое из них минут через сорок обрастет стикерами с ассоциациями. Половина найдена учениками, другая — домашние заготовки из анкет, заполненных родителями. В число главных жизненных ценностей те включают, как правило, «крепкую семью», «супружескую верность», «много детей», даже «чтение Евангелия». Интересно, что у ребят в переходном возрасте это не вызывает ни отторжения, ни иронии.

Уже потом Жанна Васильевна рассказывает мне, что далеко не все уроки по ОПК столь понятийно сложные. Есть познавательно-предметные: об устройстве православного храма и правилах церковных служб, исторической роли Православной церкви в защите Смоленска и России от внешних захватчиков, о смоленских святых, библейских сюжетах в искусстве и литературе.

Поговорив с юношами и девушками, убеждаюсь, что для них подобные уроки отнюдь не «расслабуха». «Мы изучаем саму сущность человека, это помогает развиваться и душевно, и умственно. Раньше я как-то не задумывалась о таких понятиях, как «святость», «Бог», а теперь даже не представляю своей жизни без них», — говорит Уля Астрашапова. «По-моему, все, что нам рассказывают, нужно знать любому образованному человеку, придет он сам к вере или нет», — считает Антон Ренц.

А что думают родители? С мамой одного из учеников Верой Игоревной удалось пообщаться около школы: «Мы с мужем сначала скептически отнеслись к необходимости такого предмета. Но, познакомившись с учительницей и местным батюшкой на собрании, где разъяснялся смысл и содержание курса, поменяли мнение. Это просто по-человечески очень интересно. После неполного года посещений уроков ОПК сын стал гораздо реже резаться в компьютерные игры, потянулся за книжками, спрашивает у нас вещи, которых мы сами-то не знаем. Чувствую, нам скоро тоже придется ходить на уроки, чтобы не отстать».

Леонид Дюг — заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор смоленской «Гимназии эстетического профиля» №4, где мне также удалось побывать, рассказал о пути, который за двадцать лет прошло учебное заведение в духовно-патриотическом воспитании. Гимназия стала первой из школ, заключившей официальный договор с храмом Новомучеников и Исповедников Российских. Священники помогают в методологии преподавания предмета и воспитательной работе. Все это — с общего согласия родителей.

Преподаватель начальных классов гимназии Людмила Тяпина на моих глазах проводит урок ОПК в виде беседы на тему «Твори добро ближнему». Четвероклассники увлеченно обсуждают, что значит иметь чистое сердце и что такое эгоизм. Средоточие темы, к которой постоянно возвращает ребят учитель: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними и вы». Характерно, что этот же принцип — основополагающий и на уроках другого модуля из ОРКСЭ, «Основы светской этики». Правда, более углубленное проникновение в эту максиму неизбежно ведет к религиозному обоснованию — иначе этика повисает в воздухе. «Но ведь необязательно рассказывать о добре и зле сразу в виде заповедей», — уточняет директор. 

Один из коньков либеральной критики: нарушение прав инославных и атеистов «навязыванием» им модуля «Основы православной культуры». Православных в Смоленской области почти 100%, однако представителям других религий предоставляется реальный выбор. А они — вообразите — чаще всего останавливаются именно на ОПК. Глава вятского азербайджанского общества «Горгуд» Ариф Али Оглы Исмаилов уверен: «Наши дети должны знать глубинные основы духовной культуры русского народа, среди которого живут. Основам же нашей веры мы их сами научим». Не удалось найти недовольных «попами в школе» ни в латышском, ни в еврейском землячествах.

Татьяна Довгий — профессор философии Смоленского госуниверситета. Будучи в конце 90-х чиновником областного управления образования, она стояла у истоков духовно-патриотического воспитания на Смоленщине. 

— Поначалу предмет «Православная культура» был в области факультативным. Когда же закон разрешил «региональный образовательный компонент», мы сразу взяли это на вооружение. Митрополит Кирилл предложил тогда написать учебник «Основы православной культуры земли Смоленской», одним из трех авторов которого посчастливилось стать и мне.

В 1998-м, после подписания Договора о сотрудничестве между обладминистрацией и местной епархией, началась системная двухгодичная подготовка педагогов ОПК в Институте развития образования. Ныне предмет изучают уже 21 500 школьников разных возрастов. А преподают 250 подготовленных учителей. Для 400 общеобразовательных учреждений области — совсем немало. Поскольку уроки не ограничиваются одним классом, как в большей части субъектов РФ, то у преподавателей есть прямая материальная заинтересованность получать эту специализацию как дополнительную.

Татьяна Петровна рассказывает про стартовавший эксперимент, который переводит предложение патриарха Кирилла о расширении духовно-нравственного воспитания в школах, сделанное им недавно с трибуны Госдумы, в практическую плоскость. В двух районах — Сафоновском и Гагаринском — подготовлена площадка для сквозного непрерывного преподавания соответствующих предметов со второго по восьмой класс. Спрашивается: как при этом удастся не нарушить действующий закон «Об образовании» и допустимые СанПиНом нормы учебной нагрузки? Оказывается, смоляне нашли законный «многокомпонентный» путь. Обязательный для 4-го класса, ОРКСЭ будет дополняться в других классах двумя региональными предметами: «Азбука Смоленского края» и «Основы православной культуры земли Смоленской», а также факультативными занятиями, вписывающимися в число бесплатных. Последние включают в себя экскурсии и паломничества по святым местам и мемориалам боевой славы, тесно связывая духовность и патриотизм. 

«Конечно, в последние годы произошло сильное падение образовательного ценза, — резюмирует Татьяна Петровна. — Дети и взрослые мало читают, плохо знают историю, с трудом связывают слова по сколько-нибудь сложной теме. Но Смоленщина, да и Россия в целом, слава Богу, не достигли того дна духовно-нравственного беспамятства, как Европа. Поэтому и учителя, и ученики могут ухватиться за непогасший духовный фонарик, оставшийся в душах от предков».

...Опаздывая на обратный поезд в пятничных смоленских пробках, интересуюсь у таксиста лет тридцати: в чем он видит смысл жизни? Странно, но парень вопросу ничуть не удивляется — словно всегда думал об этом. «Вот мой смысл, — показывает на фотографию дочки лет пяти. — Пусть вырастет, нас с женой не забудет, совесть не потеряет». «Да, еще войны пусть не увидит никогда», — добавляет после паузы.

Красная крепостная смоленская стена провожает нас на повороте внушительным молчанием.