Свежий номер

Детство по стандарту

04.10.2018

Андрей САМОХИН

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАССУтопающий в цветах, согретый благодарностью — День учителя, отмечаемый в России с 1965 года, всегда был всенародным праздником, выходя за узкопрофессиональные рамки. Но в центре внимания был и остается школьный наставник. Требования к нему меняются. Переживает перемены и сама школа. В этом учебном году вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы.

О том, какие изменения принесет новый стандарт педагогам и ученикам, как связан с возвращением в школу воспитания, «Культура» расспросила заведующую кафедрой теории и практики начального образования МПГУ, доктора педагогических наук Елену ЗЕМЛЯНСКУЮ и учителя начальных классов школы № 1133 Москвы, кандидата педагогических наук Светлану АКСЮЧИЦ.

культура: Вы преподаватели со стажем. Насколько изменились дети за последние четверть века?
Землянская: Это поколение развитой информационной эпохи, с пеленок привыкают к различным гаджетам и интернету. Учитель уже далеко не единственный источник знаний. В одном классе теперь занимаются ребята разных национальностей и культур. Увы, немало детей с ограниченными возможностями по здоровью. Причем тяжесть заболеваний за последние годы увеличилась, о некоторых недугах мы раньше даже и не слышали. Так вот, образовательный стандарт (вернее, новая его редакция) как раз призван с учетом этих факторов унифицировать требования к индивидуальному плану развития каждого ребенка. Почему усиленное внимание к младшим классам? Есть в педагогике такое понятие — «кризис семи лет». До этого возраста дети развиваются несинхронно. Это зависит и от дошкольной подготовки. Поэтому первый класс — всегда очень разные ученики. Но ко второму должно произойти известное «выравнивание» и тонкая настройка к ним педагога. Кто-то с ярко выраженными способностями может перейти в другую, более продвинутую школу, а некоторые — с тяжелыми проблемами здоровья — в специальные коррекционные классы.

культура: Улучшает ли новый ФГОС сам образовательный процесс?
Землянская: Важно понять, что стандарты — это тот минимум знаний и компетенций, которые гарантирует государство в любой школе. А дальше каждая из них может накладывать свою программу — с собственными приоритетами и «изюминками». Действующие федеральные госстандарты внедрялись с 2010 года. У них было и остается много достоинств, но и претензий к ним у педагогического сообщества немало. Главная проблема — отсутствие (в отличие от предыдущих ГОС 2005 года) конкретного образовательного содержания, без которого учителю сложно формировать рабочую модель. Далеко не всех педагогов устраивала та степень конкретизации учебного процесса, которая содержалась в Примерной образовательной программе начального общего образования, прилагавшейся к ФГОС.

Теперь же Министерство просвещения решило включить минимум содержания в сам текст стандартов. Эта модернизация велась долго и активно, ее результаты были вынесены на общественное обсуждение, по итогам которых проект снова дорабатывался.

На выходе появилась новая редакция ФГОС, они стали более конкретны. Это позволит проверять все предметные результаты как с помощью текущего контроля, так и в ходе государственной итоговой аттестации.

Важно, что создан документ, понятный и для учителей, и для родителей.

культура: Какие еще новшества он содержит?
Землянская: Важнейшая функция стандарта — обеспечение единства образовательного пространства на территории нашей страны. Что это означает? Например, если семья с ребенком школьного возраста переезжает в другой регион, конечно же, меняется и школа. Сегодня каждое учебное заведение реализует свою образовательную программу. Однако ребенок должен иметь возможность продолжить изучение материала с того места, на котором он остановился. В действующих до сих пор стандартах отсутствует связное, распределенное по классам содержание. В результате, сменив школу, ученик оказывался в сложной ситуации.

Во-вторых, другая функция госстандартов также реализуется с трудом. Речь идет о мониторинге эффективности обучения. Напомню, что итоговая аттестация осуществляется по окончании ступени образования — начального (4-й класс), основного (9-й класс), среднего общего (11-й класс). Но как проверить освоение школьником программы, не дожидаясь выпускных экзаменов? Как своевременно понять, в каком классе ребенок испытывал сложности по тому или иному предмету, если не будет общих подходов?

Сегодня проводятся всероссийские проверочные или комплексные работы. По предметам по региону или даже по всей стране реализуется «срез знаний», позволяющий отследить успешность освоения материала. Кстати, это дает и динамическую картинку работы всей школы. Но как провести такой мониторинг, например, в 3-м классе, если нигде не сказано, что именно ученики к этому времени должны изучить? ФГОС в новой редакции и призван исправить вот такие несообразности, введя общие подходы к содержанию образования.
Аксючиц: Наша школа давно работает по системе Эльконина и Давыдова, которая имеет уже 40-летнюю историю. Для нас особых изменений с принятием нового ФГОС не произошло, потому что эта система ориентирована на ученика как субъекта учебной деятельности. Есть разноуровневые задания. Мы учим детей с первого класса понимать, какого уровня задания самостоятельной работы они могут выбрать и выполнить. Это воспитывает учебную самостоятельность, инициативность и позволяет учителю понять, с кем из ребят нужно дополнительно позаниматься.

культура: Раньше учеников с разной степенью способностей и прилежания рассаживали на определенные ряды парт...
Аксючиц: Сегодня у меня совсем другая проблема — как посадить поближе всех детей с плохим зрением, при том, что многие из них еще и высокие.

культура: Критики нового стандарта указывают на то, что он, дескать, вводит жесткое регламентирование содержания уроков по четвертям и триместрам, что лишает педагогов завоеванной в 1990-е свободы преподавания...
Землянская: Суть нового ФГОС как раз в том, что он дает вариативность программ и учебников при единстве их базового ядра. Это позволяет построить личностно-ориентированное обучение. То есть обеспечить возможность выбора программы, интеграции государственных (стандартизированных) требований к уровню образования и индивидуальных планов развития учащихся; сохранить и поддержать индивидуальность ребенка. Возможны условия для учеников с разным темпом и способностями, включая одаренных и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мне очень нравится, что нынешний стандарт (в отличие от прежнего, ориентированного на предметный результат) формулирует три равнозначные группы оценок: предметные, метапредметные и личностные. Вторые используются даже при решении жизненных проблем. Они включают в себя, например, умение составить доходчивое устное и письменное сообщение, вступить в диалог. Школьники учатся совершать логические операции: анализ и синтез, а также планировать свою работу, контролировать и корректировать ее самостоятельно.

культура: В советское время многое из того, что Вы перечислили, формировалось в школьном детстве стихийно — в коллективных дворовых играх, пионерлагерях, турпоходах, наконец, из прочитанных книг...
Аксючиц: То-то и оно, что сейчас этого ничего почти не осталось. Дети индивидуализированы, разобщены, очень редко умеют играть в ролевые игры, привязаны к экранам гаджетов. Поэтому недостающие основы должна восполнить школа, чтобы социализировать ребенка. Педагогу нужно создать в классе благоприятную среду, чтобы ученик не чувствовал свою ушербность по сравнению с более общительными и умелыми сверстниками, чтобы он раскрывался, а не уходил дальше в себя.
Землянская: Важная составляющая ФГОС — личностные результаты учебы. Это, в частности, формирование системы ценностных отношений школьников к себе, к образовательному процессу и к другим его участникам.

Фото: PHOTOXPRESS

культура: И это то, что уже можно назвать воспитательной составляющей обучения?
Землянская: Конечно. Воспитание было и есть неотъемлемой частью учительства и сформулировано в тексте ФГОС как неразрывное целое с обучением. В личностную группу результатов, например, входит и уважительное отношение к другим людям, и гордость за свою страну, и экологическое сознание. Ценно еще то, что новый стандарт указывает критерии, по которым можно оценивать успешность обучения по всем трем перечисленным параметрам.

культура: Что в таком интегральном учебном процессе важнее: четко и грамотно составленные стандарты и методики или личность преподавателя?
Аксючиц: Они одинаково важны. Главная роль учителя начальных классов — сформировать то, что у нас профессионально называется «коллективным субъектом учебной деятельности» на все последующие школьные годы. Это прежде всего взаимопонимание, сотрудничество, поддержка, общность мотивации. Хороший педагог должен стать авторитетным лидером коллектива и находиться «с учениками», а не «над ними».

культура: Есть мнение, что отметки в школе нужно вообще отменить.
Землянская: Это просто нереально. Исчезнут критерии оценки учебы, что повредит прежде всего самим ученикам. То, что отметок давно не ставят в первом классе, очень правильно. В самом начале не следует соревноваться друг с другом. Им нужно сравнивать себя с собою вчерашними: что они знали и умели до школы. Со второго же класса начинается оценивание учителем. Но при этом необходимо сохранить систему развернутых обсуждений выполненных заданий. Правильно, когда школьник учится сам анализировать свои работы: что получилось, а что нет, что мешало, как восполнить недостающие умения. При таком подходе становится понятным этимологическое значение слова «учиться» — то есть учить себя.

культура: В первый класс дети сегодня приходят более подготовленными, чем раньше, или наоборот?
Аксючиц: Я бы сказала, что ситуация очень неоднозначная. Конечно, большинство родителей все же стараются максимально подготовить ребенка, водят его в разные кружки на дополнительные занятия. Но, например, в последнем наборе моих первоклашек было пятеро детей, которые даже не все буквы знали. К концу года уровень у всех более-менее выравнивается. Как говорил наш выдающийся психолог Александр Дусавицкий, «попадая в бочку с рассолом, нельзя не просолиться». Это же относится, между прочим, и к родителям — общаясь со своими «коллегами» они, как правило, тоже стараются «подтянуться».

Фото: Игорь Зарембо/РИА Новостикультура: Проходит ли бытовавшая еще лет десять назад уродливая прагматичность, когда в качестве дополнительного образования все дружно отвергали литературу, искусствоведение или астрономию и требовали только иностранный язык и экономику?
Аксючиц: Да, она прошла. Сегодня родители активно желают, чтобы их чада обладали самыми разнообразными культурными знаниями и эстетическим вкусом; с охотой записываются на экскурсии и спектакли, дополнительные занятия. Лично я веду курс «Скорочтение по технологии Алексея Кушнира», дающий ребенку возможность акцентно вычитывать текст. И дети, и родители отлично понимают, зачем нужен этот универсальный навык.

культура: Взаимодействие родителей с педагогическим сообществом в последние годы крепнет или угасает?
Аксючиц: Мой первый класс я набрала в Пскове еще в 1985-м. Через десять лет готовила младшеклассников в Мурманской области, в поселке Пушной. И никогда контакты с родителями моих учеников у меня не ослабевали. Это основа основ школьной педагогики.
Землянская: Такая проблема действительно была, но сегодня взрослые становятся полноправными участниками образовательного процесса. Они имеют право знакомиться с ходом обучения на всех его этапах, что и делают очень активно. Не менее трети от состава совета школы сегодня — это родители. При этом разрабатываются, в частности, у нас в Московском педагогическом государственном университете, технологии вовлечения родителей в подобное партнерство, составления индивидуальных планов для каждого школьника. Без помощи семьи такое неосуществимо. Мы создаем специальные таблицы с оценками успехов школьников, системы развернутых характеристик по предметам, шкалу уровней развития по четвертям — делаем все, чтобы мамам и папам было удобнее оставаться в курсе.

культура: В деле родительского соучастия можно ведь и переборщить...
Землянская: Безусловно. Они не должны стоять под дверями класса, теребить учителя по любому поводу, завязывать своему чаду шнурки на переменах. Самостоятельность, конечно, нужно воспитывать, чтобы не получалось как в анекдоте: «Мама, мама, что я хочу? Я замерз? — Нет, сынок, ты кушать хочешь».

культура: В последнее время немало обсуждалась роль классного руководителя, требующая возрождения и одновременно «перезагрузки»...
Аксючиц: Классный руководитель — это не только тот, кто отвечает за жизнь, здоровье и учебные успехи своих подопечных, он — ключевая фигура в педагогическом процессе, влияющая на обучение, развитие и воспитание и учеников, и родителей, и себя самого.
Землянская: Мы недавно специально общались с выпускниками нашего университета, работающими школьными учителями, чтобы узнать, насколько адекватно полученное ими образование реальности. Так вот, хваля предметную, психологическую, организационную сумму знаний, вынесенную из стен МПГУ, они пожаловались, что им не хватает двух компетенций: работы с родителями и клас-сного наставничества. И мы, конечно, сейчас эту недоработку исправляем.

Фото: Виктор Драчев/ТАССкультура: Удалось ли вернуть школьному педагогу ту роль, которую он играл в имперское и в советское время?
Аксючиц: Наверное, не мне об этом судить. К тому же коллеги, что скрывать, бывают разные. Но в последнее время слышу в основном теплые, хорошие слова. Материальное положение улучшилось, и это важно, но, мне кажется, оно не имеет определяющего значения. Общество, повзрослев, начинает понимать важнейшую государственную миссию педагогов.
Землянская: Конечно, в системе школьного образования идет борьба за само будущее России. И учитель в ней — ключевая фигура. С одной стороны, он должен сегодня (да и всегда) быть прекрасным организатором коллектива. Недаром в бизнес-структуры в 1990-е охотнее всего брали бывших учителей и военных. С другой стороны, педагог вынужден быть очень подкованным не только по своему профилю, но и вообще всесторонне развитым, в том числе в современных коммуникационных технологиях, человеком, открытым будущему. А с третьей стороны — обязан нести в себе твердый нравственный императив, умея передать его своим ученикам. Ведь он для них один из главных примеров поведения с того самого возраста, когда остро чувствуются фальшь, двойные стандарты.
Аксючиц: Нашим коллегам никогда нельзя забывать: если предприятие произвело какой-то товар, он прослужит недели, месяцы или годы, а результат нашей с вами деятельности будет работать десятилетия и века, если учитывать детей и внуков тех, кого мы выпустили из школьных стен. Основа же этого «продукта» закладывается с первого класса.


Фото на анонсе: Антон Вергун/ТАСС



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел