Взялись за учебу

10.03.2017

Андрей САМОХИН

Фото: мпгу.рф

В МПГУ прошла презентация Концепции развития педагогического образования. Речь идет о возрождении классических отечественных норм подготовки учителей: с четко выраженной предметностью, нравственно-воспитательной составляющей и, разумеется, привязкой к сегодняшним реалиям и государственным задачам. Заявлен один из ключевых трендов системного оздоровления, которое энергично проводит глава Минобрнауки Ольга Васильева.

В торжественном круглом зале заседаний Ученого совета множество телекамер и журналистов. В центре внимания — новый ректорат главного педвуза, презентующий долгожданную смену курса знакового для страны учебного заведения. «Осенью МПГУ исполнится 145 лет, — объясняет и.о. ректора, доктор исторических наук, член-корреспондент РАО Алексей Лубков. — У нашего университета большие заслуги, но и большие обязательства перед всей образовательной системой России».

О самой же разработанной новой командой (состоящей, впрочем из профессоров того же вуза) Концепции рассказал первый проректор, доктор географических наук, академик РАО Виктор Дронов:

Фото: мпгу.рф

— Делами нашего учреждения активно интересуются, ведь вопрос образования будущих педагогов — это судьба детей и внуков. То, что в двух ведущих профильных вузах — нашем и Университете имени Герцена в Петербурге — сменилось руководство, привело некоторых в паническое состояние: мол, пришли консерваторы, контрреформаторы, потянут педагогику в прошлое. Хотя буквально скопировать советские, например, оргпринципы учебного процесса невозможно, да и не нужно. 

МПГУ — крупнейший научно-образовательный центр: у нас всегда не только учили, но и привносили в общество новые методики. Будем это делать и впредь.

На презентации не раз с удовлетворением констатировали, что в руководстве страны отношение к педагогическому образованию сейчас меняется. 

— Не буду давать категоричную оценку предшествующего периода инноваций, наверное, что-то там имелось и полезное, — продолжил Дронов. — Но больше было импульсивных, непродуманных шагов, излишнего увлечения «вестернизацией», не сочетавшейся с отечественными традициями. Накопившиеся в итоге проблемы нам придется купировать, ошибки исправлять. Существенный дисбаланс допущен в структуре подготовки педагогов: крен сделали в сторону странноватого «компетентностного» подхода, когда содержание профильного предмета ушло на дальний план. Второй перекос — исчезновение воспитательной составляющей, очень важной для будущего учителя. В итоге мы оказались в худшем смысле впереди планеты всей: готовим школьных выпускников, «освобожденных» от патриотизма и других нравственных установок. Ну а с третьей стороны, есть вопиющее отставание в области технического обеспечения учебного процесса. 

Свою миссию и ректор, и его заместители видят в возвращении лучшего из накопленного «в отечественной системе образования, причем не только советской, но и дореволюционной». Главный же акцент будет делаться на «фундаментальности и системности» подготовки педагогов. 

Важность этих принципов особенно выросла в эпоху интернета из-за огромного количества ложной и личностно-опасной информации, ходящей по Сети. «Учитель должен стать экспертом, помогающим ребенку отделить зерна от плевел, вместе с родителями и обществом оградить от опасности», — заявил Дронов. По его словам, тезис министра Васильевой о возвращении школе воспитательных функций начнут претворять в жизнь и в обновленном МПГУ: прививая наставнические навыки студентам, которые сами вскорости станут воспитателями. 

Фото: мпгу.рф

Алексей Лубков рассказал, что предшественниками навязывалась либеральная концепция модели образования liberal arts со свободой выбора, чем заниматься педагогу на уроках, какими «компетенциями» овладевать. Четырехлетний бакалавриат, за время которого невозможно подготовить дееспособного учителя, планировалось в перспективе сократить еще — до трех лет! «Мы с таким подходом категорически не согласны», — подчеркнул ректор МПГУ. Предстоит вернуть полноценное пятилетнее и предметное образование. «Начнем с базисной, затем перейдем к вариативной части курса», — уточнил Лубков.

Виктор Дронов, в свою очередь, пояснил, что будет выправляться нынешняя нетерпимая ситуация расхождения стандартов общего и педагогического образования. По его свидетельству, благодаря политике министра уже ликвидируется и другая «ошибка», по которой из ФГОСов было выброшено содержание, то есть перечень обязательных с точки зрения государства знаний.

Говорилось и о вопиющих пробелах в подготовке педагогов, например, по географии. Ректорат высказался за перспективное возвращение классических латыни и древнегреческого для гуманитарных специальностей. В шутку при этом было обыграно предложение вспомнить о гусиных перьях. 

Отвечая на вопрос, не прервутся ли теперь зарубежные связи вуза, наработанные в прошлые годы, еще один новый проректор Людмила Дудова поведала, что в Концепции особое внимание планируется уделить участию МПГУ в международных образовательных проектах. Она подчеркнула, что масштабы сотрудничества, несмотря на смену руководства университета и ужесточившиеся внешнеполитические условия, не сократятся, а, напротив, расширятся за счет педвузов стран СНГ и БРИКС. 

По ее словам, важным направлением станет разработка пакета образовательных и просветительских программ продвижения русского языка и культуры за границей. Кроме того, МПГУ планирует развивать сеть филиалов в российских регионах.

Зашла речь также о необходимости «учебников для учителей», таких, как вызвавший горячий интерес у коллег пятитомник по истории России Евгения Спицына, присутствовавшего здесь же в качестве советника нового ректора.

«Нет ли противоречия между заявленной целью возвращения к традициям и записанной в Концепции задачей создания «эвристической инновационной многомерной образовательной модели университета»?» — поинтересовалась «Культура». «Сама история МПГУ являет собой синтез инноваций при сохранении традиций. Это органичная для нас дихотомия», — парировал ректор.

Фото: мпгу.рф

Подхватил ответ Виктор Дронов: «Образование — инерционная среда, и ее практическое воплощение всегда запаздывает по отношению к запросам общества. Но мы этот разрыв должны сокращать, изучая эвристические модели, то есть как предположительно будет выглядеть школа через пять, десять, пятнадцать лет. Мы обязательно в сотрудничестве с Российской академией образования начнем проводить такие исследования в МПГУ. При этом надо признать: в данном вопросе наша педагогическая наука сильно отстает от мировой. Сегодня изменилось все: среда обитания, механизмы распространения информации, взаимодействие учителей, детей и их родителей. Педагог уже не может быть ментором по определению. Преподав ядро знаний ученику, он после этого должен стать для него навигатором в обширном море электронной информации по теме».

Образно подытожил разговор Алексей Лубков: «Но все же самая главная наша инновация или реновация, как кому угодно, — вернуться в пространство души, соединяющее личность учителя и ученика. Ведь именно там ментальные основания русской культуры».


Фото на анонсе: мпгу.рф

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть