Дружба под диктовку

10.11.2016

Марина ИВАНОВА

В День народного единства были опубликованы итоги первого «Большого этнографического диктанта». В акции приняли участие более 90 000 человек из 85 регионов. О результатах и о том, зачем оценивать знания граждан по диковинной дисциплине, «Культура» поговорила с Аллой СЕМЁНЫШЕВОЙ, советником руководителя Федерального агентства по делам национальностей — организатором мероприятия.

культура: Мы уже привыкли к «Тотальному диктанту» и к географическому. Этнографический в этом ряду выглядит необычно. Как родилась идея?
Семёнышева: Когда 4 октября собрались писать диктант, как раз обсуждали, с чего все начиналось. Вспомнили, что первый раз такую мысль озвучил Владимир Зорин, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям. Это было в декабре прошлого года на пресс-конференции, посвященной трехлетию принятия Стратегии государственной национальной политики. Тогда он и сказал: у нас есть «Тотальный диктант», географический, а почему бы не провести такую же культурно-просветительскую акцию, только этнографической направленности — проверить, насколько современные жители России осведомлены друг о друге, что знают о народах, населяющих нашу страну. Мы ухватились за идею. Начали искать партнеров. Нас очень поддержали министерство национальной политики Удмуртии, Ассамблея народов Удмуртии, а также Институт этнологии и антропологии РАН. Все вместе и провели мероприятие. В Москве центральной площадкой стала Российская государственная библиотека.

культура: Но ведь цель диктанта, насколько я понимаю, не только выявить знания о народах России?
Семёнышева: Конечно. Когда составляли вопросы, вкладывали в них какую-то информацию. Вот, например, такое тестовое задание — кстати, самые большие сложности возникли именно при ответе на него: «Одна из мировых религий — буддизм — имеет в России многовековые корни. Самым северным буддистским храмом в мире считается дацан в Якутске. Назовите единственный в Европе регион традиционного распространения буддизма». То есть, просто прочитав его, человек узнает, что в Якутске есть буддистский храм, хотя, казалось бы, где Якутия, а где буддизм... Большинство участников не увидели подвоха: в вопросе ключевое понятие было — «в Европе». Поэтому многие отвечали — Бурятия, а на самом деле это Калмыкия. 

Еще одно задание: «В 2016 году отмечается 170-летие выдающегося русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, который стал первым исследователем, использующим метод непосредственного (включенного) наблюдения. Народы, которые он изучал, называли его «Бог Маклай из небесной страны Русии». Аборигены до сих пор используют его глиняные статуэтки как чудодейственные талисманы. Народы какого региона мира изучал Н.Н. Миклухо-Маклай?» Уже из самого вопроса человек получает знания об исследователе, а ведь он, можно сказать, основатель науки этнографии в нашей стране. В день его рождения, 17 июля, отмечается профессиональный праздник этнографов. 

культура: Этнография не входит в школьную программу, да и в вузах изучается далеко не на всех гуманитарных факультетах. Откуда обычному жителю России, не специалисту, знать особенности языков Дагестана или название якутского праздника лета? Как он мог ответить на эти вопросы?
Семёнышева: На заседаниях Совета при президенте и в разных экспертных сообществах часто поднимается вопрос о необходимости ввести уроки, посвященные истории и культуре народов России. Конечно, в каждом регионе есть краеведение. Но, например, в Дагестане изучают свою республику и ничего не знают о Бурятии или Мордовии. Диктант дал нам в руки козыри — теперь можем уже в цифрах показать, насколько необходимо такое образование. Потому что мы абсолютно уверены: отсутствие сведений друг о друге порождает множество стереотипов и в конечном итоге приводит к национализму, межэтническим конфликтам. Только знание является ключом к мирной жизни. Вот наша основная идея. Кстати, 31 октября прошло очередное заседание Совета по межнациональным отношениям, на котором руководитель нашего агентства Игорь Баринов выступил с инициативой: проводить специальные занятия в школах — уроки о народах России. Мы и с Министерством образования обсуждали этот вопрос. Коллеги оттуда нас поддерживают, но есть сложности. Новую дисциплину всегда трудно вводить — приходится отказываться от какой-то другой, уже утвержденной. Тем не менее видим: если где-то учителя заинтересованы, они находят возможности для внеклассных занятий, посещают с детьми краеведческие музеи, дают им дополнительные задания. В принципе, в старших классах в рамках обществознания некоторые темы затрагиваются — российской государственности, народов, населяющих страну. Но этого недостаточно. Поэтому будем и дальше с Министерством образования обсуждать данную тему. В одиночку Федеральное агентство здесь бессильно.

культура: Средний балл за диктант — 54 из 100 возможных. Как Вы считаете, это хорошо?
Семёнышева: Честно говоря, мы с трепетом ожидали результатов. Из-за отсутствия централизованной системы подачи знаний об этом предмете итоги могли получиться совершенно непредсказуемыми. Но 54 балла для первого раза, нам кажется, очень неплохо. Надеемся, диктант станет ежегодным.

культура: Насколько репрезентативен результат?
Семёнышева: Мы не ставили целью провести социологический опрос. Людей просили указать на бланке город, пол и возраст. Кстати, выяснилось, что практически 75 процентов написавших диктант — женщины. Еще одна особенность: в национальных республиках правильных ответов больше. Самому молодому участнику 12 лет. Я так понимаю, это исключение из правил. Потому как действовало возрастное ограничение — младше 15 лет на диктант не допускались. Видимо, ребенок очень хотел принять участие, и ему не смогли отказать. Чем старше люди, тем выше у них балл. Наверное, сказывается советское прошлое, когда были внеклассные часы, концепция «15 республик — 15 сестер».

культура: На исходе перестройки один государственный деятель сказал: «Дружба народов оказалась мифью». Как сегодня обстоят дела с дружбой?
Семёнышева: Вы знаете, без нее у нас ничего не получится. Согласно последней переписи населения, в России проживают представители 193 национальностей. Окажись дружба народов мифом, мы бы каждый день читали в новостях о конфликтах. Но такого же нет. Уровень ксенофобии падает. Исследования, проведенные этим летом по заказу Федерального агентства, показывают: 93 процента граждан никогда не испытывали дискриминации по национальному и религиозному признаку. 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Андрей Пархоменко 12.11.2016 10:07:04

    Праздник лета в Якутии - иссых (жил и работал в ЯАССР три года). Про Калмыкию, честно говоря, не знал.))) Да, нам нужна определённая просветительская работа, для того, чтобы Россия действительно стала большой семьёй, где все друг друга знают и, конечно же, любят. Часы в школе вряд ли выделят. Потому в помещениях школ нужны стенды с обновляющейся информацией, радиопередачи и факультативы. А ещё компьютерные игры и изучение литературных произведений писателей - представителей разных народов страны. В СМИ хотелось бы видеть не только бесконечный "хит-парад" гламурных "звёзд", но и умные, яркие передачи о культуре народов и народностей, населяющих нашу страну. Главное, чтобы не только канал "Культура" занимался этими проблемами....
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть