Чтобы помнили

23.12.2015

Татьяна КОРОТКОВА

2015‑й стал годом крупных образовательных акций: Тотальный диктант по русскому языку, Всероссийский географический диктант и, наконец, в декабре — Всероссийский тест по истории Отечества. 19-го числа, в День святого Николая Чудотворца, проэкзаменоваться можно было на 1323 площадках. Проверили свои знания и жители ДНР и ЛНР.

В акции, инициированной Молодежным парламентом при Госдуме, приняли участие сотни тысяч человек. Чтобы охватить всех желающих от Калининграда до Камчатки, работал специальный сайт. Впрочем, виртуальной площадкой могли воспользоваться и наши зарубежные соплеменники, их активность тоже была высока. Центральным же пунктом Всероссийского теста стал корпус МГУ им. М. В. Ломоносова, где располагается исторический факультет.

В лекционную аудиторию пришли в назначенный день и молодые люди, в основном студенты, и те, для кого пора ученичества давно миновала. Русский гигант Николай Валуев с явным удовольствием втиснулся за парту — депутат Госдумы сразу попал под прицелы телекамер: оказывается, во время учебы история была любимым предметом чемпиона мира.

— Прошлое нашего Отечества сегодня привлекает огромное внимание. Важно, чтобы все опиралось на факты, а не становилось поводом для политических спекуляций и оболванивания, — подчеркнул Валуев. На вопрос, уверен ли он в своих знаниях, честно признался, что даты вспоминаются с трудом, но понимание сути исторических событий подвести не должно.

Вопросы, составленные уральской командой под руководством доктора исторических наук Лидии Мазур, оказались по зубам далеко не всем. Пожелавшие проверить себя молодые депутаты Госдумы гораздо чаще поглядывали в записи соседей, нежели студенты истфака. Протестировала себя и корреспондент «Культуры», получив в итоге обнадеживающее резюме: «Вы не из тех, кто живет только сегодняшним днем».

Надо сказать, мероприятие вызвало живой отклик у россиян. Количество ежечасных обращений к сайту достигало 12 000. Тест предполагал достаточно глубокое знание исторических фактов. Без серьезного интереса к делам давно минувших дней не сообщишь, например, в каких средневековых летописях, содержащих описание битвы на Чудском озере, упоминались утонувшие крестоносцы. Не припомнишь прозвище первого известного предка семьи Романовых, не ответишь, при каком именно князе Московский Кремль заменил деревянные стены на каменные. Среди остальных вопросов: причины эпохи дворцовых переворотов, начавшейся со смертью Петра Великого, название песни, заменившей национальный гимн «Боже, царя храни» после Февральской революции 1917 года, имя издателя первой русской печатной книги. Испытайте себя: кто является автором реформы, в ходе которой был введен «золотой червонец»? А кто в 1992 году удостоился звания Героя России и медали «Золотая Звезда» под номером один? Какой, наконец, отечественный медик впервые применил анестезию?

Примечательно, что с загадкой о крымском городе, вернувшем древнее античное название, практически ни у кого из писавших на истфаке проблем не возникло — конечно, Феодосия, которую генуэзцы, а потом и турки именовали Каффа. А вот варианты ответов на вопрос: «В результате антикрепостнической реформы 1861 года одной из наиболее динамично развивающихся отраслей становится: а) паспортная система Российской империи; б) Конституционное законодательство; в) ипотечное кредитование» — не могли не вызвать улыбку. Составители теста проверяли россиян и на знания, и на остроумие.

Умение иронизировать, реагируя на ставшие популярными передергивания истории, всем нам просто необходимо. Особенно это относится к «Новой хронологии» математика Фоменко, другим образцам «исторической беллетристики», тому же Акунину или Резуну. Хотя нелепицы, возникающие в результате фальсификации, зачастую не безобидны. Подобная «фантастика», пусти ее на самотек, вполне может через два-три поколения превратить россиян в индифферентных космополитов, уверен профессор МГУ Иван Тучков.

— Без преувеличения, знание истории — основополагающее в образовании каждого человека. Именно оно помогает формировать гражданскую позицию, делает настоящим патриотом своей страны, — напоминает Тучков.

Но, похоже, у наших соотечественников моложе тридцати из-за драматических перипетий новейшей истории уже выработался защитный механизм, заставляющий жить лишь днем сегодняшним. Десять процентов российских старшеклассников не могут ответить, когда началась Великая Отечественная война. Вот почему важно, что инициатором общероссийской акции стала именно продвинутая молодежь.

— Наша задача — мотивировать российскую молодежь к изучению отечественной истории, — признается Мария Воропаева, заместитель председателя Молодежного парламента при Госдуме. — Сегодня предпринимаются попытки исказить роль нашей страны в развитии мировой цивилизации. А когда у человека есть твердые знания, у него появляются и убеждения.

Молодежный парламент выступил с предложением увеличить количество школьных часов, посвященных изучению предмета, в особенности Первой мировой и Великой Отечественной войн. А проект Молодежного парламента «Каждый день горжусь Россией!» — своеобразный исторический календарь, информирующий о выдающихся событиях, уже пользуется популярностью — кстати, благодаря соцсетям.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть