Роман с географией

05.11.2015

Татьяна КОРОТКОВА, Новосибирская область

1 ноября в России состоялся пробный экзамен по географии. Сотни тысяч граждан — не только подростки, но также их родители и учителя — откликнулись на инициативу Владимира Путина и Русского географического общества. Диктант стал проверкой знаний, плюс к тому — заложена здоровая традиция. Корреспонденты «Культуры» решили оценить нововведение прямо из Сибири — огромной территории, благодаря которой веками существенно прирастают и реальные богатства страны, и наш национальный научно-интеллектуальный капитал.  

г. Бердск. Школа №8

Школа №8 города Бердска, что был основан триста лет назад недалеко от реки  Обь, считается одной из лучших не только в небольшом сибирском населенном пункте — она входит в первую сотню по стране, имеет десятки дипломов и наградных листов от различных национальных конкурсов и проектов. В школе сейчас 843 ученика. География — один из любимейших предметов. 

— Мы писали диктант в Новосибирском пединституте, с этим вузом нас многое связывает, девять наших выпускников вернулись к нам оттуда педагогами, — рассказывает учитель географии Эльвира Минимухаметова. — Организаторы подготовили буклеты, видеофильмы, создали атмосферу большого праздника. Событие действительно стало значительной общенародной акцией: пришли люди среднего возраста, школьники, студенты, аспиранты.

Само географическое тестирование на всех российских площадках проходило в форме презентации. За 45 минут нужно было дать ответы на понимание терминов и знание государственной карты, а также выполнить творческое задание. Некоторые слайды содержали подсказки. Например, к вопросу «Как называется воображаемая линия на поверхности Земли, севернее которой в определенные периоды года возможны полярная ночь и полярный день?» была дана фотография обелиска «Северный полярный круг» в Салехарде. В других заданиях необходимо было вспомнить выдающиеся объекты страны: скажем, крупнейший правый приток Волги, самый северный из действующих космодромов мира, природный массив, который образно называют «Золотые горы». А вот один из примеров задания, составленного с использованием родной литературы: «Впервые я увидел из морской дали... весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара. Мы подходим к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками... Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатыр-Дага и Ай-Петри». Так о каком же полуострове писал Константин Паустовский? После марта 2014-го отвечать на сей вопрос легко и приятно.

Эльвира Минимухаметова

Говоря о сложностях, Эльвира Минимухаметова улыбается: «Вопреки ожиданиям, у ребят проблем не возникло, а вот взрослые сомневались, корпели, вопросы на знание карты оказались под силу далеко не всем. Конечно, наши дети редко выезжают западнее Алтайского края, но воображение у всех хорошее. Особенно любят мои ученики писать сочинения на тему «Мое географическое путешествие».

Впрочем, географию в школе №8 всегда преподавали нестандартно. Выпускники 80-х помнят, каким мощным стимулом для развития воображения и пространственного мышления были уроки Галины Затеевой. Базой, кстати, служили очерки о первооткрывателях, а значит, речь шла о сильных характерах и больших поступках.

Бердск

Стоит отметить, что Бердск всегда был городом с именем: до революции местная мука экспортировалась в европейскую часть России и за границу. Советское время — это знаменитые бердские радиоприемники и электробритвы. Иное дело — поселок Маяк. Дата основания, население, территория — неизвестно: в интернете найдете лишь координаты: 54°41’42’’ с.ш., 83°8’12’’ в.д. и автомобильный код 54. Незадолго до общенационального диктанта в поселковой школе состоялось общее родительское собрание. Считай, полный сельский сход. Маяк — это примерно 600 жителей, 72 из них — школьники.

— В Новосибирске диктант писался на трех площадках, у нас же выбора не было: мы могли участвовать в общероссийской акции лишь «онлайн», — объясняет учитель географии Светлана Королькова. — Но сайт Русского географического общества был, очевидно, слишком перегружен. Ребятам удалось пройти лишь часть вопросов. Похоже, организаторы недооценили высокий интерес к диктанту. Однако и мы успели почувствовать причастность, и это здорово! 

Одна из самых популярных педагогических технологий сегодня — проектный метод, ведущий школьника к ясному результату. География — предмет конкретный и зримый, изучают ее не только «ногами». Можно, например, соорудить действующую модель вулкана или серию настольных географических игр (в школе Маяка очень полюбилось лото с названиями стран Южной Америки). А можно и настоящую научно-практическую работу провести, допустим, по топонимике родного района. 

Светлана Королькова преподает около двадцати лет. По образованию она — учитель русского языка и литературы. Но так уж повелось, что географию в сельских школах берут на себя именно филологи: часов мало, ставка крохотная, на селе географ с дипломом — редкость. Литература и география прочно срослись на уроках Светланы.

Светлана Королькова

— Литература — это предмет, который учит жить. Стремлюсь, чтобы она не стала для ребят мертвой сокровищницей. Читаем Лермонтова — изучаем Кавказ, Одессу познаем с Пушкиным, Крым — с Чеховым... Мои дети будут очень удивлены, если узнают, что где-то уроки географии проходят иначе.

Такой сплав позволяет увидеть окружающий мир не только образно, но и постичь причинно-следственные связи. И приходит понимание, что и самая далекая точка на глобусе не так уж безгранично недосягаема. Заполнение контурных карт даже порой приводит к курьезам: кто Монголию к России присоединит, кто Аляску по-своему закрасит...  

— Казалось бы, планету можно открывать для себя и через интернет — сейчас столько виртуальных возможностей! — продолжает Светлана. — Но картины мира, к которым подросток пришел сам, в поисках пути и через преодоления, это совсем иное. Ребята обводят пограничные контуры и понимают: Россия — необъятна... Очень правильно, что общероссийский диктант по географии посвятили теме нашей Родины. Именно в знании своей страны — ключ к постижению самого себя.

Маленькая школа в маленьком новосибирском поселке, все общедоступные сведения о котором ограничиваются координатами широты и долготы, — и такая пассионарность мышления...

Итоги всероссийского диктанта будут подведены 10 декабря. Эта масштабная акция преследовала многие цели. Но главная достигнута уже сейчас: флаг географии поднят, престиж восстановлен, интерес россиян к собственной стране возвращается. Как известно, ни одной науке открытия не обходились так дорого, как географии. Практически, каждое имя, давшее название той или иной местности, — подвиг, оплаченный жизнью. И нам, гражданам крупнейшей державы мира, забывать об этом совершенно непростительно.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть