Юрий Григорович:«Не Грозный такой, время такое»

08.11.2012

Елена ФЕДОРЕНКО

На историческую сцену Большого театра вернулся «Иван Грозный». Следующие премьерные показы — 10 ноября (12:00 и 19:00), 11-го (18:00), 13-го и 14-го ноября.

(фото: ИТАР-ТАСС)Впервые Грозный, усилием воли соединив в кулаках канаты колоколов, взметнулся над сценой Большого в 1975 году, а покинул ее в 1990-м. Спектакль не имел точечной прописки и по просьбе дирекции Парижской оперы появился на французской сцене всего через год после премьеры. Это была акция не только художественная, но и общественная — танцевальных новинок из России Франция не принимала со времен Дягилева. Юрий Григорович поставил «Ивана Грозного» на музыку Сергея Прокофьева, собранную композитором Михаила Чулаки из партитуры к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна и фрагментов других прокофьевских произведений. Танцуют «Грозного» и в «Кремлевском балете», и в театре Краснодара. В определенной степени он стал итогом многолетних исканий Григоровича в области симфонического балета. С экспрессией массовых танцев, передающих учащенное дыхание боя, со смотринами невест, где пластика приправлена элементами русских народных плясок. Симон Вирсаладзе — художник, в сотворчестве с которым рождались спектакли Григоровича, — превратил сцену в царские покои и грандиозное храмовое пространство.

Тусклое освещение, горькое колыхание свечей, меняющие выражения иконные лики, мизансцены, напоминающие христианские фрески… В 70-е художественный образ спектакля был непривычен и настораживал идеологов от советского искусства. Сегодня, когда конфликта между государством и церковью нет, на первый план в жестком мужском балете выходит любовная линия: Анастасия — тревога мятущегося и смятенного Ивана Грозного. Их лирические дуэты необыкновенно красивы и гармоничны. На премьере главную женскую партию вела нежная Анна Никулина, впереди — встречи с Ниной Капцовой и Ольгой Смирновой (обе известны балетоманам), а вот для Марии Виноградовой это первая большая роль. Вторая тема — предательства — связана с князем Курбским. Артему Овчаренко в партии мятежника приходится преодолевать сложившееся амплуа романтического принца, как, впрочем, и Денису Родькину: их завистники в переписку с царем вступят, но при встрече с хищным царским взглядом дадут слабину. Третий исполнитель роли — Юрий Баранов — выйдет на сцену 10 ноября. С азартом отдается стихии кордебалет в батальных картинах захвата Казани, танцах хищных бояр и озверевших опричников; звонари, собирая Русь воедино, раскачивают колокола, паясничают скоморохи, пророчат будущее лики смерти и вестники победы.

Трагедию власти и потерю любимой по-своему интерпретируют исполнители титульной роли. Иван у Павла Дмитриченко соткан из противоречий, в нем сходятся сила и слабость, разум и безумие, честолюбие и ранимость. «Иван Грозный» — не только танцевальная мощь, но и актерские монологи: царь в церкви после смерти Анастасии — живой нерв, острые позы и предельное отчаяние. В ближайшие дни взойдут на балетный трон Александр Волчков, Владислав Лантратов и Михаил Лобухин. Оркестр умело и эмоционально ведет Павел Клиничев, заменив у пульта Василия Синайского.

В процессе работы над балетом нам удалось побеседовать с Юрием Николаевичем ГРИГОРОВИЧЕМ.

культура: Почему из истории России Вы выбрали именно Ивана Грозного?

Григорович: И в 1975 году, и сейчас все определила музыка Прокофьева с мелодиями потрясающей эмоциональной силы. Именно она ведет меня к истории царя, которого судят уже четыре века.

культура: Ваш балет — о тотальной власти, доводящей до безумия, и о любви, что может стать опорой жизни. Почему деспота Вы делаете героем спектакля и относитесь к нему не без симпатии?

Григорович: В вашем вопросе звучит подвох. Задолго до меня два великих и вполне добропорядочных человека заинтересовались Иваном Грозным: Прокофьев и Эйзенштейн. Да и Репин, думаю, не случайно запечатлел жуткое лицо царя в пятнах крови. А почему Шекспир делал своими героями убийц: Ричарда или Макбета? Ужасное привлекает художников не меньше, чем красота и гармония.

В искусстве главное — не достоверность исторического факта, а художественная правда. Я не историк, но у меня есть свое понимание Ивана Грозного, безумно сложного персонажа русской истории. Его можно трактовать как угодно, но он — царь-объединитель, благодаря которому Россия стала сильным государством. Не он ли послал Ермака в Сибирь, и не оттуда ли основные запасы нефти? Сейчас вы мне скажете, что он был жесток, резал уши и носы своим противникам, и поморщитесь. Не стоит. Время такое было. Вспомните Марию Медичи, Марию Кровавую, Варфоломеевскую ночь. Петр I тоже убил собственного сына, но его называют Великим, а Ивана — Грозным. Несимпатичный был человек? Наверное. Не только с боярами, но и с женами жестко расправлялся. Понимал, что он — правитель, облаченный властью, и власть диктует ему, что делать, когда страну раздирают распри и внешние враги.

культура: Все-таки Вы нашли в нем не только зло, но и человеческие черты…

Григорович: Иван Грозный в определенной степени трагический герой: взвалил на себя крест во имя того, чтобы страна не исчезла в раздробленности. Думаю, он и сам сознавал, сколько на его душе тяжких грехов. В Александровской слободе, где, кстати, была учреждена опричнина, набожный царь разбивал в кровь лоб, истово кладя поклоны. Не только раскаяния царя меня интересуют, я беру эпизоды его молодости: невероятную любовь к первой жене Анастасии – чувство, которое прошло через всю его жизнь и осталось у него в памяти как самое светлое.

культура: Он в балете изощренно мстит Курбскому…

Григорович: Видите ли, диссидентам часто многое прощают, но то, что сделал Курбский, я лично простить не могу. Он собирал польские отряды, совершал набеги, грабил и убивал русских людей. Убежал бы себе и сидел тихо, но кроваво расправляться со своим народом — это другое. А что касается мести царя, то, повторяю, балет — не курс истории.

культура: Спектакль поставлен как хроника, в том числе и политическая, состоящая из эпизодов…

Григорович: Я взял некий рефрен — звонари каждый раз возвещают о новой странице жизни. Никаких политических целей я не выражаю, как не выражал их и раньше. Спектакль о судьбе Ивана Грозного — значительной исторической фигуры, о человеке с его метаниями. Важна и эпоха, где люди гораздо интенсивнее проживали отпущенные им годы. Посты получали 17-летние юнцы (в наше время — школьный возраст) и быстрее уходили. Об Иване Грозном писали, что он умер в глубокой старости, а ему было 54 года. Понятия о возрасте сильно изменились.

«Балеты Григоровича — марка Большого театра»

Перед спектаклем на вопросы «Культуры» ответил Павел ДМИТРИЧЕНКО — исполнитель Ивана Грозного в новой версии.

культура: Уже сейчас предвижу претензию оппонентов — мол, зачем возобновлять спектакль уставшего и устаревшего советского стиля.

Дмитриченко: Балеты Юрия Григоровича никогда не устареют. Это доказывает время. «Спартак» пятое десятилетие не сходит со сцены Большого театра, и все танцуют его с удовольствием. «Иван Грозный», насколько я знаю, ушел из репертуара из-за разногласий с родственниками Прокофьева, обладающими авторскими правами на музыку. Сейчас благодаря нашему руководству удалось добиться разрешения на использование музыки, и спектакль возобновили. Считаю, что балеты Юрия Григоровича — основа Большого театра, его марка, они определяют его уникальное место среди лучших театров мира.

культура: Это Ваша точка зрения или у Вас есть единомышленники?

Дмитриченко: Так считаю я, так считает вся труппа. Поймите, в балете Большого 250 человек, и у нас не могут идти одноактные спектакли, где десять артистов заняты, а пара сотен не танцует. Большой театр способен осилить масштабное полотно с яркими героями, развивающимися образами.

«Балеты Григоровича — марка Большого театра»

Перед спектаклем на вопросы «Культуры» ответил Павел ДМИТРИЧЕНКО — исполнитель Ивана Грозного в новой версии.

культура: Уже сейчас предвижу претензию оппонентов — мол, зачем возобновлять спектакль уставшего и устаревшего советского стиля.

Дмитриченко: Балеты Юрия Григоровича никогда не устареют. Это доказывает время. «Спартак» пятое десятилетие не сходит со сцены Большого театра, и все танцуют его с удовольствием. «Иван Грозный», насколько я знаю, ушел из репертуара из-за разногласий с родственниками Прокофьева, обладающими авторскими правами на музыку. Сейчас благодаря нашему руководству удалось добиться разрешения на использование музыки, и спектакль возобновили. Считаю, что балеты Юрия Григоровича — основа Большого театра, его марка, они определяют его уникальное место среди лучших театров мира.

культура: Это Ваша точка зрения или у Вас есть единомышленники?

Дмитриченко: Так считаю я, так считает вся труппа. Поймите, в балете Большого 250 человек, и у нас не могут идти одноактные спектакли, где десять артистов заняты, а пара сотен не танцует. Большой театр способен осилить масштабное полотно с яркими героями, развивающимися образами.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть