Владимир Шкляров: «Очень хочется новизны»

25.11.2012

Елена ФЕДОРЕНКО

Поводом для встречи с премьером Мариинского театра Владимиром Шкляровым послужило его выступление в спектакле Большого театра. Он исполнил главную партию в «Лебедином озере».

культура: В каком статусе Вы вышли на сцену Большого?

Шкляров: Как приглашенный солист, и, надеюсь, это не разовая акция, мне бы хотелось продолжить отношения с Большим.

культура: Спектаклем довольны?

Шкляров: Собой всегда недоволен, но рад, что спектакль приняли тепло. Каждый артист мечтает станцевать на исторической сцене Большого.

культура: Московский спектакль отличается от петербургского?

Шкляров: Он, конечно, другой. И атмосфера в театре непривычная. Я работаю в Мариинке десять лет и знаю каждого. А когда вокруг незнакомые люди, волнение усиливается. Многие артисты смотрели спектакль из-за кулис. Чувствовалась…

культура: Ревность?

Шкляров: В какой-то степени — да. У многих возникал вопрос: зачем пригласили танцовщика из Петербурга?

культура: А зачем?

Шкляров: Этот вопрос нужно задать худруку Большого балета Сергею Филину.

культура: Предложений перейти в Большой не поступало?

Шкляров: Меня все устраивает в родном театре. Но хочется расширить танцевальный кругозор, не стоять на одном месте. Домашний репертуар я перетанцевал практически весь. Мне 27 лет, уже есть опыт и еще есть силы. Хочется танцевать много — разные спектакли и с разными труппами.

культура: Вы танцевали в Большом с Екатериной Крысановой — абсолютно московской балериной: темпераментной и открытой. Приходилось идти наперекор своему строгому петербургскому воспитанию?

Шкляров: Залог хорошего спектакля — чистый, красивый и искренний дуэт. Многое пришлось переучивать, переделывать, но все проходило в творческой атмосфере, в рабочем режиме.

культура: Ваша прежняя партнерша Евгения Образцова сейчас в Большом театре. Ее переезд в Москву — потеря для Вас?

Шкляров: Конечно. И для Мариинского театра, и для меня. Одно время мы с Женей танцевали много, и те, кто следил за нами, видели, как строится новый дуэт. Говорили — интересный. Мы одинаково чувствовали нюансы, нам на сцене достаточно было полувзгляда, чтобы друг друга понять. Танцовщик должен уметь находить контакт с любой балериной, но, чтобы получился запоминающийся спектакль, нужен сложившийся дуэт.

культура: С кем танцуете теперь?

Шкляров: Танцевал с Викторией Терёшкиной, но сейчас она ушла в декретный отпуск. Стараюсь больше танцевать со своей женой Машей Ширинкиной — надеюсь, и сценический дуэт у нас сложится. Хотя работать в семейной паре непросто.

культура: Сезон Вы открывали «Раймондой», Жан де Бриен — новая роль?

Шкляров: Да, это была наша с Олесей Новиковой премьера. С Олесей танцуем нечасто, но когда я пришел в театр, то мы вели в дуэте «Спящую красавицу», «Жизель», «Ромео и Джульетту», «Ундину» Лакотта. Все готовили вместе. Потом случился перерыв, и сейчас опять возвращаемся на круги своя…

культура: Если говорить честно, в балете Мариинского наметился застой. Ощущаете?

Шкляров: Так хочется последовать примеру Большого театра, который в последние годы объявляет одну премьеру за другой. Сейчас готовят балет «Мойдодыр», его ставит мой друг — артист Мариинского театра Юрий Смекалов. Рождение спектакля — огромное событие, и событие вдвойне, когда абсолютно внове все: хореография, музыка, сценография. Обидно, что Юра ставит новый спектакль не дома, в Петербурге, а в Большом.

культура: Лет десять назад Мариинка подала пример, включив в свой репертуар балеты Баланчина и Форсайта.

Шкляров: Многое ушло из репертуара, причины — разные, на показ некоторых спектаклей попросту закончились права. Я пришел в театр, когда в афише значились балеты, которых нигде в России нельзя было увидеть. Сейчас решено возобновлять Форсайта: «Головокружительное упоение точностью» и «Там, где висят золотые вишни». Но, понимаете, они уже шли, удостоены премии «Золотая маска». Хочется нового.

культура: Хореографии Макгрегора, например?

Шкляров: Еще бы добавить спектакли Килиана или Форсайта, но те, которые мы не танцевали.

культура: Придется переходить в Большой?

Шкляров: Сергей Филин показал мне репертуар Большого на два ближайших сезона — столько премьер! А я не знаю своего расписания даже на два месяца вперед. Особое счастье артиста, когда ставят конкретно на него.

культура: А как же с хореографией Смекалова?

Шкляров: Да, Юра ставил для меня два номера — «Реквием по Нарциссу» и «Расставание». Мы начали работать, когда он еще служил в труппе Бориса Эйфмана. Остальные мои роли — вводы в готовые спектакли.

культура: Вы человек упорный, участвовали в Московском международном конкурсе, победили. Лавры помогли?

Шкляров: Победа помогла разобраться с личными амбициями. Мечтал, чтобы над фамилией в программке указывали — «лауреат Международного конкурса». Еще в детстве прочитал, что так складывалось у Михаила Барышникова. Подумал — здорово. Первый мой конкурс был в 2002 году — «Vaganova-Prix», я еще учился в Академии Русского балета. Получил вторую премию и поставил перед собой задачу выиграть конкурсное золото. Стать первым. На Московском конкурсе — стал.

культура: Волновались?

Шкляров: Очень. Еще и потому, что был уже солистом Мариинского театра, танцевал полноценные спектакли. Участвовал в конкурсе как солист. Исполнять вариацию в 50 секунд труднее, чем вести целый спектакль. Это как короткая программа у фигуристов: сделал четверной тулуп — значит, ты в пятерке призеров, упал — резко скатился в низ таблицы.

культура: Профессионалы сразу увидели в Вас лидера, зрители полюбили за изысканный артистизм, а за кулисами говорили, что Вы норовистый… Характер тяжелый?

Шкляров: Нелегкий. Многие подумали, что я задрал нос: не стал жить в гостинице на окраине Москвы, делить номер с соседом. Когда мне выписали репетицию на десять вечера, притом что назавтра в десять утра начинался следующий конкурсный тур, а часом раньше надо было пройти урок, тоже не смолчал. От нервного напряжения я похудел килограммов на восемь за это время.

культура: Зато есть результат…

Шкляров: Да, мы привезли в театр две золотые медали, Юра Смекалов выиграл этот конкурс как хореограф.

культура: Есть планы совместной работы?

Шкляров: Планы есть, но я не стану о них говорить. Хочется, чтобы Юра ставил у нас в театре. Чтобы балет соприкасался с литературной классикой — Пушкиным, Достоевским. Чтобы театр искал новое.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть