Слепок с вечности

25.05.2012

Елена ТИТАРЕНКО

Вечером 31 мая в Большом театре свой сотый день рождения торжественно отпразднует ГМИИ имени А.С. Пушкина. Век назад на Волхонке открылся Музей изящных искусств имени императора Александра III — ныне известный в целом мире, а начинавшийся скромно, как учебный музей слепков при Московском университете.

О трудном пути к сегодняшней славе «Культуре» рассказал заместитель директора ГМИИ, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения Андрей ТОЛСТОЙ.

культура: Среди юбилейных выставок ГМИИ центральная посвящена истории музея. Почетный Белый зал отдан экспозиции «Пушкинскому музею — 100 лет», вобравшей в себя и документы, и фотографии, и произведения искусства. Интересно узнать, что мечта об этаком аналоге Императорского Эрмитажа, но общедоступном, под стать демократичной Москве, возникла еще в конце XVIII века, задолго до замысла профессора Ивана Цветаева...
Толстой: В истории ГМИИ масса нюансов, почти никому не известных. Идеи устройства в Москве публичного музея высказывались задолго до основания ГМИИ. Княгиня Зинаида Волконская в 1820-е годы вместе с историком Погодиным выдвигала задачу создания просветительского центра для юношества, подчеркивая его воспитательную функцию. Среди предшественников Ивана Владимировича Цветаева — Карл Карлович Гёрц, профессор Московского университета: он в 1857 году опубликовал в «Московских ведомостях» статью о необходимости основания художественного музея в Москве. Именно Гёрц как хранитель Кабинета изящных искусств и древностей при университете первым заказал слепки для будущего музея. Еще в 1881 году в Москву привезли 29 гипсовых отливок произведений архаической и раннеклассической скульптуры.

культура: С 1937 года ГМИИ носит имя Пушкина. А как музей получил свое первоначальное название?
Толстой: В 1895 году купеческая вдова Алексеева выделила на постройку музея 150 тысяч рублей. И поставила условие: в программу должен быть включен период от Древнего Востока до новейшего времени и музей будет носить имя императора Александра III. Председателем комитета по устройству музея стал великий князь Сергей Александрович, а его супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна, пожертвовала для будущей коллекции много произведений искусства, в частности, в 1911 году — ренессансную скульптуру Якопо Сансовино «Богоматерь с младенцем». Это один из первых подлинников в собрании музея. Кстати, Цветаев предвидел, что в музее неизбежно появятся подлинники — не только скульптуры, но и живописи. Далее музей обогатился коллекцией Голенищева, одной из лучших в Европе, где были античные и египетские подлинники, и коллекцией дипломата Щекина с картинами старых мастеров. То есть еще до открытия музей сразу стал расширять свои границы, множить спецификацию, превращаться в универсальный музей мирового искусства.

культура: Итак, постепенно подлинники почти вытеснили слепки. Ведь благодаря этой ценнейшей коллекции, самой ранней в музее, теперь копии шедевров мировой пластики можно видеть не только в ГМИИ, но и в музее РГГУ, и в Галерее Зураба Церетели…
Толстой: Да, но это произошло нескоро. По традиции гипсовые слепки занимали весь второй этаж главного здания ГМИИ, и в 1974 году директор музея Ирина Антонова пришла к выводу, что настала пора менять приоритеты. В постоянной экспозиции появилась мощная подборка работ импрессионистов и мастеров начала ХХ века, поступивших из ГМНЗИ. Это вызвало большой гнев ЦК КПСС, Академии художеств и даже некоторых искусствоведов. Например, профессор МГУ Виктор Лазарев считал, что недопустимо менять концепцию музея Цветаева.

культура: А насколько реальна идея Ирины Антоновой вернуть в родные стены, в Москву, те картины импрессионистов и их последователей, которые после ликвидации Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ находился в бывшем особняке Ивана Абрамовича Морозова на Пречистенке, куда затем переехала Академия художеств СССР) оказались поделены между ГМИИ и Эрмитажем?
Толстой: Ирина Александровна не оставляет этой идеи. Это было бы восстановлением исторической справедливости. Ведь это чисто московские коллекции, в Петербурге никто никогда такого не собирал. Да и сейчас в Эрмитаже эти полотна висят на третьем этаже, куда доходят не все посетители. Правда, многие приходят и специально посмотреть Матисса или Пикассо. Но, конечно, никто не хочет нового музейного передела — от подобных действий властей в советское время пострадали крупные, значимые коллекции. Происходило переселение картин — считалось, что в провинциальных музеях тоже должен быть набор известных имен. Кстати, и сам ГМИИ получил в свое время большой корпус работ старых мастеров, который попал сюда из Эрмитажа, из расформированного в 20-е годы Румянцевского музея и Третьяковской галереи, превращенной в музей только русского искусства. Многое пришло в результате национализации многочисленных частных коллекций, например, богатейшего собрания князей Юсуповых.

культура: Вместе со страной музей пережил многие беды российского ХХ века. Вопреки всему он сумел сохранить себя и даже значительно расширил коллекцию. Коснулись ли его сталинские распродажи, разорившие Эрмитаж?
Толстой: К счастью, из ГМИИ ушло совсем немного вещей. И таких громких имен, как Веласкес, среди этих потерь нет. Но сыграл роль другой фактор: в 1930-е годы, в силу того что Москве вернули столичный статус, ГМИИ, как и ГМНЗИ, стал объектом идеологических чисток, подвергался сильнейшему прессингу. Например, снимали большую часть постоянной экспозиции и устраивали выставку проектов Дворца Советов или «Штурм Перекопа» — с диорамами и военными мемориями вплоть до настоящей тачанки. Вот цена того, что ГМИИ оказался центральным столичным музеем...

И будучи островком западной цивилизации, он стал закономерной жертвой борьбы с космополитизмом. После войны идеологическое давление усилилось в такой степени, что ГМНЗИ в 1948 году уничтожили, все работы свезли в Белый зал, и приехавший из Ленинграда директор Эрмитажа Орбели забрал половину картин, так как в ГМИИ их просто негде было хранить. А в конце 1949 года из ГМИИ в течение нескольких суток уволили три четверти сотрудников, тут были свернуты все экспозиции, а взамен открыт музей подарков Сталину. Как только Сталин умер, 5 или 6 марта 1953 года, эту выставку быстро закрыли; ее хотели перевезти в какой-либо другой музей, но затем просто расформировали.

культура: Громкую славу музею принес показ спасенных экспонатов Дрезденской галереи. С нее и началась новая жизнь ГМИИ, знаменитого своими выставками?
Толстой: Когда из Германии в 1945 году пришла эта коллекция, ее сначала отреставрировал Павел Корин, а затем была подготовлена к открытию экспериментальная экспозиция, где дрезденские вещи висели вперемешку с экспонатами Пушкинского музея и фотографиями. В течение всего 1946 года она ждала комиссию из Идеологического отдела ЦК, а также Ворошилова. Выставку так и не разрешили открыть. Дрезденские шедевры оставили в двух залах, куда можно было войти только по спецпропускам. Но в 1955 году все-таки решились показать собрание Дрезденской галереи, перед тем как из политических соображений передать его ГДР. Интересно, что вслед за шедеврами Дрездена была развернута выставка, давшая глоток свободы: французское искусство из собраний СССР, где впервые были импрессионисты и иже с ними.

культура: А как возникла традиция больших зарубежных выставок, которыми ныне славится ГМИИ?
Толстой: В 1973 году были показаны «Сокровища Тутанхамона», попавшие к нам по пути из Японии. В 1974-м, тоже почти случайно, приехала «Мона Лиза», собиравшая тысячные очереди. Так и родилась концепция показа коллекций зарубежных музеев, повлекшая за собой выставки Венского музея истории искусств, «100 шедевров Метрополитен», Венского музея истории искусств, «Блистательный Дрезден», а также эпохальные проекты «Москва—Париж», «Москва—Берлин»...

Мнения коллег

Пенелопа КЁРТИС, директор Tate Britain:

Мы недавно начали сотрудничать с ГМИИ имени А.С. Пушкина, но уже провели совместно две очень серьезные выставки. Убеждена, что и ретроспектива Уильяма Блейка, и масштабный показ картин Уильяма Тёрнера, состоявшийся в Москве три года назад, были интересны российскому зрителю. Для нашего музея это стало грандиозным событием: британцам важно понять, что Блейк значит для России. И особенно символичен показ его наследия в музее, носящем имя Пушкина. Именно с Пушкиным мне хотелось бы сравнить Блейка — художника и поэта: у них множество совпадений, и не только во времени. Оба всегда говорили правду, напоминая о высших человеческих ценностях, поэтому заняли ключевое место в сознании современников и следующих поколений. Но наши общие с ГМИИ планы идут дальше: мы подписали с его дирекцией договор о намерениях. В частности, в 2013 году мы организуем в Москве выставку прерафаэлитов с показом лучших, самых прославленных произведений участников этого движения. В таком объеме их искусство в России увидят впервые, и тоже в Пушкинском музее.

Клаудио Паризи ПРЕЗИЧЧЕ, директор Капитолийских музеев:

Поздравляя Пушкинский музей с юбилеем, хочу заметить: сто лет по меркам всемирной истории — совсем немного. Ведь Капитолийские музеи — самые древние в мире, они основаны в 1472 году. Увидев коллекцию ГМИИ, я был поражен, как много удалось собрать в этом музее за один лишь век: от артефактов древнейших цивилизаций до искусства классического модернизма. Более того, коллекция включает даже ХХI столетие. Пожалуй, это один из редких и сложных по жанру музеев универсального типа. Первый шаг к сотрудничеству c ГМИИ Капитолийские музеи сделали в перекрестный Год Италии и России, прислав в Москву скульптуру Бернини «Голова Медузы». Я был приятно удивлен, узнав, как глубоко специалисты в ГМИИ знают историю итальянского искусства и тонкости его стилистики, насколько владеют искусством экспонирования. Нам, со своей стороны, хотелось бы глубже узнать культуру России, в частности XVII–XVIII веков, есть замысел устроить выставку, посвященную императрице Екатерине II, показать ее как личность, как коллекционера, изучить ее художественный вкус и продемонстрировать собранные ею сокровища. Уверен, что в этом нам серьезно помогут коллеги из Пушкинского музея.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть