Разведка бронзой

02.11.2012

Елена ЛИТОВЧЕНКО

2 ноября Союз художников России открывает в Нижнем Новгороде выставку «Единение». А председатель Союза народный художник России Андрей КОВАЛЬЧУК на днях пополнил список своих работ памятником легендарному разведчику, Герою Советского Союза Геворку Вартаняну.

Ковальчуку на роду было написано выбрать профессию отца — известного архитектора и педагога. Но он сосредоточился на монументальной скульптуре и создал целую галерею исторических образов людей, прославивших Россию.

Его «визитная карточка» — мемориал «Жертвам Чернобыля», победивший 150 других конкурсных проектов метафоричностью композиции, нетрадиционностью исполнения и высочайшим эмоциональным накалом. Государственная Третьяковская галерея приобрела у молодого автора эскиз прозвучавшей работы, и следом в столице появились памятники адмиралу Федору Ушакову, композитору Сергею Рахманинову, летчикам авиаполка «Нормандия – Неман», поражающий пронзительным пространственным решением монумент «Воинам-дорожникам» на Минском шоссе...

культура: Только что в Москве, на Троекуровском кладбище, открыт памятник Геворку Вартаняну Вашей работы...

Ковальчук: Я был настолько заворожен судьбой разведчика-нелегала, что сразу возникла пространственная идея целой архитектурно-скульптурной композиции, в которой помимо доминирующей фигуры Геворка Андреевича есть архитектурные объемы — камень, на котором вырублены фамилия и армянский крест «хачкар»; стела с бронзовой «пленкой» его жизни и увеличенными «кадрами». На них — встреча лидеров Большой тройки на Тегеранской конференции в 1943-м, фото Тегерана и портрет молодого разведчика Вартаняна. Геворк Андреевич руководил операцией по предотвращению покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля. Когда не знающие об этом люди будут подходить к памятнику, они поймут, что человек имеет прямое отношение к запечатленным в камне и бронзе историческим событиям. И это только один эпизод из многолетней службы сотрудника внешней разведки Вартаняна.

культура: Почему именно такое решение?

Ковальчук: Мне показалось правильным запечатлеть Геворка Андреевича в возрасте — статного, интеллигентного, с легкой улыбкой. Перед нами аналитик, стратег и одновременно художник своего дела. Хотел сохранить его в памяти таким, каким знали Вартаняна близкие и коллеги, те, кто его любил. Я встречался с Гоар Левоновной — женой, близким другом и коллегой, с которой его связывали более полувека совместной работы и любви. Для меня ее мнение было решающим...

культура: Кто Ваши учителя?

Ковальчук: В Строгановском училище моим профессором был Гавриил Александрович Шульц, известный скульптор, ученик Александра Матвеева. Большое влияние оказал Олег Константинович Комов. Я помогал ему в работе над монументальными произведениями и одновременно учился у него.

культура: Накануне Дня народного единства Союз художников открывает в Нижнем Новгороде выставку «Единение». Название, дата и место проведения явно не случайны…

Ковальчук: Конечно. Памятуя о подвиге Нижегородского ополчения, освободившего Москву и Русь, мы решили открыть выставку именно в Нижнем Новгороде и пригласить к участию художников тех городов и республик, которые входили в ополчение 1611-1612 годов: Иванова, Костромы, Ярославля, Москвы, Чувашии, Башкирии, Татарстана, Удмуртии, Мордовии, Мари Эл. Но и другие регионы не остались в стороне. В итоге из 2100 поступивших со всей страны произведений отобрано около 700 работ из 40 городов. Они размещены на трех выставочных площадках. В Нижегородском государственном художественном музее, где демонстрируется картина Константина Маковского «Воззвание Минина», в музейных залах Кремля и в Нижегородском государственном выставочном комплексе, который к празднику откроется в обновленном виде.

культура: Мне очень нравятся Ваш могучий бронзовый Петр Великий в Астрахани и почти невесомый, летящий на крыльях вдохновения Пушкин в Астане. Но объясните, как браться за столь масштабную и

 неоднозначную во всех отношениях петровскую тему, когда существуют «кумир на бронзовом коне», полководец-победитель Полтавской битвы? Создавать своего Петра I, или Пушкина, на мой взгляд, значит вступать в спор с предыдущими ваятелями.

Ковальчук: Не назвал бы это спором. Я могу восхищаться созданным ранее, но делать только свое. Когда существовали уже классический памятник Пушкину — Опекушина в Москве, скульптуры старших коллег — Аникушина в Питере, Комова в Твери и Большом Болдино, — я решил сделать неожиданную вещь, которая могла стать выставочной или галерейной. Имею в виду «летящего», как вы правильно подметили, Пушкина. Работа сильно отличается от моих предыдущих Толстого и Бунина. В тот момент хотелось максимально отойти от классического, фундаментального образа поэта, но это не спор. Если что-то очень нравится, это может подспудно проявиться и в моей работе, как произошло с Петром Великим. Скульптура «Петр I» Антокольского «жила» во мне образностью и деталями: мундир, треуголка, трость... Мой Петр — это, говоря современным языком, лидер нации.

культура: Вы — автор свыше 30 памятников и скульптурных композиций, связанных с образами выдающихся сынов Отечества.

Ковальчук: Мне интересны люди, которые послужили России. Будь то правители, творцы, представители духовенства. Так я чувствую себя вовлеченным в историю.

    



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть