Петр Мамонов: «Мне смешно видеть себя прежнего»

19.10.2012

Феликс ГРОЗДАНОВ

Шесть лет зрители не видели на сцене актера и музыканта Петра Мамонова. Наконец он вернулся, чтобы представить музыкальный спектакль-концерт в двух частях «Дед Петр и зайцы» на сцене московского Драматического театра имени Станиславского.

культура: После выхода фильмов «Остров» и «Царь» о Вас почти не было слышно. Чем занимались все это время?

Мамонов: Я постоянно что-то делаю. Например, встаю и записываю свои мыслишки в маленькие книжки под названием «Закорючки». С Божьей помощью, там все светлое, чистое, доброе. Кроме того, у меня дома собрана большая коллекция отличных виниловых пластинок. Поставил хороший звук и, слушая музыку, улетаю... А недавно это увлечение переросло в полезное занятие: стал делать радиопередачи с историями, приколами и анекдотами о московских музыкантах. Продолжаю писать стихи и песни. Я живу за городом, а там небо совсем другое. Вот и любуюсь им. Как безумный, бывает, смотрю на звезды и думаю: если тень Его так прекрасна, то как же прекрасен должен быть Он сам?

культура: А почему убежали от столичной жизни и уже пятнадцать лет скрываетесь в деревне Ефаново?

Мамонов: Да никуда я не убегал! У меня все та же квартира в центре Москвы, в Большом Каретном переулке. В этом переулке я родился и обитаю всю жизнь, тут же была котельная, где я когда-то трудился и где написал песню «Бойлер». Работа музыканта позволяет мне не жить в городе постоянно. Иногда один приезд в Москву дает больше впечатлений и информации, чем постоянная жизнь в ней. Вот говорят: «Москва — ужас! Невозможно пройти, все рекламой завешено». А я подъезжаю, смотрю: город — красавец. Сколько интересного тут вижу, сколько открытий постоянно делаю. Молодежь одета красиво: вот вижу, идет парень — у него два карандаша в ухе, и он думает, что он — главный. Пускай так считает. Подумаешь, не в этом ведь дело.

культура: На природе не чувствуете себя одиноко?

Мамонов: Жить в глуши никогда не планировал. А вышло так, что очутился в деревне. Но раз Он меня сюда поселил, значит, здесь мое место. У меня есть огород, любимые внуки, сын — такой удивительный мир вокруг. Хотя вы правы: мы все стали вдруг очень одиноки. Живое общение пытаемся заменить модным сегодня интерактивным. А мне так хочется понюхать, например, как пахнет у моего внука между шейкой и плечиком.

культура: Не из-за этого ли тотального одиночества люди сегодня все чаще обращаются к алкоголю и наркотикам, рушатся семьи?

Мамонов: Вот для таких, бедных, неблагополучных, для слабых и незащищенных я, собственно, и работаю. Просто хочу дать им хоть небольшую отдушину, поскольку глубоко убежден, что маленьких людей нет. Есть те, кого просто не видно. Это и есть самые большие люди.

культура: Но сегодня и богатые люди не очень счастливы. Ну, что это за жизнь, когда в туалет надо ходить с охранником?

Мамонов: Один богатый знакомый недавно приобрел недалеко от Суздаля место под монастырь. Говорит, после этого счастье к нему привалило, ведь взамен бумажек он получил то, что ни за какие деньги не купишь. Еще апостол Павел сказал: «Блаженнее давать, чем брать».

культура: Меж тем, спектакль «Дед Петр и зайцы» Вы, как говорят, поставили на свои средства...

Мамонов: Исключительно. Правда, богатенькие скинулись и купили мне очень дорогую гитару «Мартин».

культура: С какими мыслями приступали к репетициям?

Мамонов: Как-то отправился в музыкальный магазин на Ленинском проспекте покупать диски с фильмами. Оделся модно, ботиночки блестят, подъехал на «Мерседесе», хожу себе — выбираю. Вдруг слышу сзади разговор двух молодых людей: «Был вчера на Мамонове — ничего хуже в свой жизни не видел»... Да, есть у меня не очень удачный спектакль, который, что называется, не пошел. Непредсказуема судьба и у «Деда Петра». Я появляюсь на сцене в трех образах: на экране играю на бас-гитаре, на ритм-гитаре, а на сцене пою. Спектакль получился слегка ностальгическим. Вместе с моим младшим сыном Иваном, который работает оператором-постановщиком и режиссером, сняли на хорошую камеру видеоряд о двух ипостасях нашей страны: о деревне и о городе. В кадре — та Москва, которую все знаем, любим и помним. Женимся, работаем, выпиваем, остаемся одни, бросаем пить, растим внучат.

культура: Где Вы черпаете мудрость?

Мамонов: Читаю Евангелие, псалтырь. Именно в Священном писании и книгах святых отцов ищу ответы на вопросы. Человеку очень важно найти одну книгу на всю жизнь, перечитывать ее и глубже осознавать смысл, постигая тем самым Бога. Для меня такой книгой стали труды преподобного Исаака Сирина. Там такая мудрость! Я ее изучаю уже больше десяти лет и в своих «Закорючках» часто привожу отрывки оттуда.

культура: Сына во время работы пытались под себя подмять, отцовским авторитетом давили?

Мамонов: Он взрослый, 29 лет, самостоятельный. Кроме того, я глубоко убежден, что каждый человек — удивительная планета, орбиту которой не нужно менять. В этом спектакле Иван показал свой мир, а я постарался открыть мое маленькое сердце — спокойно, без криков и воплей.

культура: Без криков и воплей, говорите? Значит, изменили себе?

Мамонов: Когда смотрю сегодня на свои записи, скажем, тридцатилетней давности, думаю: какой же отвратительный тип. Мне смешно видеть себя прежнего. Ведь с тех пор многое в жизни поменялось. Да и, признаться, нет сил уже скакать по сцене, кричать, падать, как делал это всю жизнь. В шестьдесят лет невольно начинаешь подбивать итог жизни. Начался этакий период созерцания. Удивляюсь, видя, как растет кабачок: вчера был росток, а сегодня уже маленький плод. Радуюсь внукам двух и четырех лет от роду: вчера били друг друга лопаткой по темечку, а сегодня стоят, обнявшись.

культура: Вы вспомнили про внуков, а какой смысл вкладывали в слово «Дед», которое вынесли в название спектакля?

Мамонов: Я все время занят одним и тем же — рассказываю, как дела в моем организме: какие мысли, как чувствует себя душа. А насчет оболочки давно не обольщаюсь, поэтому и вынес в название спектакля честное определение «дед». Чтобы не быть похожим на многочисленных артистов, которые молодятся и которым непонятно сколько лет. Бывает, смотрю на Эдиту Пьеху и думаю: сколько же ей лет, как удалось так удивительно хорошо сохраниться? Я сохранился хуже. Мог бы, конечно притвориться, сделать подтяжки, вставить зубы. Но зачем? Сниматься в рекламе? Нет, мне есть чем заняться. Кстати, скажу по секрету: когда у меня выпали последние зубы, стали приглашать на вечера чтения.

культура: А еще Вас Алла Пугачева пригласила спеть на «Рождественских встречах».

Мамонов: Благодарен ей за то, что всегда заступалась за музыкантов в ту пору, когда это было очень опасно. Но я не из ее колоды парень. На «Рождественские встречи» она меня звала, но вряд ли соглашусь в них участвовать. Я ведь не пою на сцене, а «сообщаю» текст, бренькая что-то на гитаре. Поэтому не люблю, когда из меня делают культовую фигуру, называют легендой русского рок-н-ролла. Ведь что такое «рок-н-ролл» в переводе? Крути-верти. Значит, я легенда «крути-верти»? Нет, увольте.

культура: Но Вы еще и актер. Кстати, почему так редко снимаетесь?

Мамонов: В Америке в год выходит пять тысяч картин, из которых сто — хорошие, десять — прекрасные, одна — блестящая. В нашей стране за это время снимается 120 фильмов. Так что никакой надежды на отечественный кинематограф я давно не возлагаю. Говорят, мол, не о ком снимать. А вы возьмите двенадцатитомник о жизни святых! Там такие истории — «Аватар» отдыхает! Меня же сегодня если и приглашают, то играть однозубых маньяков-убийц, ангелов смерти. Правда, сейчас снимаюсь в телесериале у Вадима Перельмана «Пепел», где играю криминального авторитета деда Леву — самый страшный персонаж.

культура: Значит, безденежье Вам не грозит.

Мамонов: Я предпочитаю молчать год, чем делать что-то быстро, лишь бы денег заработать. А когда был кризис, с моим другом Александром Ф. Скляром решили: пойдем в метро, станем с шапкой, через час будет полная. Думаю, тогдашний мэр Лужков дал бы нам хлебное место в каком-нибудь переходе на «Маяковской»...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть