Мария Максакова: «Я волновалась, как отнесется к моему депутатству Валерий Гергиев»

24.02.2012

Мария БАБАЛОВА

Представительница знаменитой театральной фамилии, эффектная блондинка Мария Максакова сменила амплуа: оперная певица стала депутатом Государственной думы Федерального собрания России. Для интервью «Культуре» Мария выкроила время между пленарными заседаниями, репетициями, гастролями и командировками.

культура: Как Вам дается новая депутатская роль?

Максакова: Мне очень интересно, хотя, естественно, не без трудностей. Я в Думу пришла от Народного фронта и сейчас учусь игре в команде. Раньше никогда в хоре не пела, в оркестре не играла и командными видами спорта не увлекалась — только теннис и плавание. Но я попала в компанию единомышленников, для меня — честь работать в Комитете по культуре во главе со Станиславом Говорухиным. Я знаю его с детства, он мэтр, и в моей семье всегда исключительно с уважением отзывались о его жизненной позиции.

культура: Какова будет первая законодательная инициатива депутата Максаковой?

Максакова: Законодательные инициативы хороши не количеством, а своим качеством. Лишь малая часть законопроектов, исходящих от депутатов, в итоге превращается в законы. Мне как человеку, который имеет высшее юридическое образование, это особенно заметно. Думаю, настал момент, наконец, самым серьезным образом поднять тему закона «О меценатстве», чтобы деньги вкладывать в искусство было не только престижно, но и выгодно. Благотворительность осуществляется у нас, как правило, анонимно, потому что благотворитель не хочет привлекать к себе лишнее внимание налоговых служб. В то время как должен получать налоговые льготы.

Вообще сейчас, кажется, все уже понимают, что территориальное и экономическое единство невозможно без культурной общности.

Максакова: У наших сограждан вновь чувствуется потребность — на спинномозговом уровне — ощутить себя огромной державой с великой историей и культурой.

культура: Тем более что пример Евросоюза доказывает: объединение вокруг общей валюты оказалось не слишком надежным...

Максакова: Наши планы единого таможенного пространства и свободного пересечения границ напрямую связаны с вопросами миграции, которые на данном этапе у нас контролируются и регламентируются, на мой взгляд, слишком жестко. Брать на работу иностранных граждан, особенно если делать это официально, крайне сложно. Поэтому у нас такой большой поток нелегальной миграции. И с моей точки зрения, чтобы решить эту проблему, надо чуть цивилизованнее к ней подойти. Так, чтобы именно вопросы национальной безопасности были приоритетными, а коррупционная составляющая стала нулевой. Так что России нужно еще много законов хороших и разных.

культура: Худрук Мариинского театра Валерий Гергиев не раз недоумевал, что бюджет Мариинки меньше бюджета Большого театра. Депутат Мария Максакова, являясь солисткой Мариинского театра, будет заниматься лоббированием?

Максакова: Я ратую совсем за другую идею. Очевидно, что для театра принципиальной является фигура художественного лидера, а не директора. Мы не готовы к тому, чтобы во главе стоял продюсер, который бы нанимал творческую команду и каждые года два менял ее, закрывал спектакли, выбрасывая на ветер потраченные на них деньги. Поэтому когда во главе театра стоит такая творческая личность, как Валерий Абисалович Гергиев, который реально образует вокруг себя уникальное музыкальное пространство, на мой взгляд, это рождает интересные перспективы. На встрече главы правительства с представителями Народного фронта у меня была возможность высказаться, и я заметила, что в царское время Дирекция императорских театров неслучайно была единой. Хотя тогда не было ни «Сапсана», ни самолетов. Зачем дублировать абсолютно идентичные административные структуры?

культура: И как же Владимир Путин отреагировал на идею объединения двух театров, которая давно витает в воздухе?

Максакова: Владимир Владимирович меня очень внимательно, с интересом выслушал. И только спросил: «Вы хотите всю культуру завести под одного человека?»... Конечно, премьер прав, и хорошо, когда есть многополярность направлений в искусстве. Но на сегодняшний день в нашем оперном театре не существует фигуры, подобной Гергиеву.

культура: А что будет с творческой конкуренцией главных театров страны?

Максакова: На эту тему Валерий Абисалович высказывался, и я с ним полностью согласна: неконструктивно конкурировать внутри страны. Конкурировать надо с ведущими театрами мира, выигрышно представляя Россию за рубежом. У нас же эта конкуренция носит скорее декларативный характер. В пору «железного занавеса» подобная борьба за переходящее красное знамя возникала от безвыходности. Новое время предоставляет иной уровень возможностей. К примеру, на долгожданное открытие исторической сцены Большого театра премьерой оперы Глинки «Руслан и Людмила» были приглашены два солиста Мариинки. Причем один из них, Михаил Петренко, — на заглавную партию.

культура: Как из поющей блондинки получился политик?

Максакова: Наверное, благодаря папе, который отправил меня в Юридическую академию, где я шесть лет честно проучилась.

культура: Ненавидя учебу?

Максакова: Не совсем так. Сначала я ничего не понимала, хотя и очень легко, без всякой протекции поступила. У меня был очень хороший багаж гуманитарных знаний, которого было достаточно для прохождения вступительных испытаний на пять: сочинение на тему «Лирика Пушкина» или экзамен по иностранному языку — английский. Немецкий я с детства знала в совершенстве…

А вот когда после зачисления я пришла взглянуть на расписание, дело до анекдота дошло. Смотрю: «судоустройство» — три раза в неделю. Думаю: «Интересно! Первый курс — и сразу морское право. Какая экзотика!» Пока до меня дошло, наконец, что это речь о судах первой, кассационной и надзорной инстанций. Временами, конечно, хотелось все бросить, но желание доказать папе, что я не дура, оказалось сильнее. Первые три года я училась на очном отделении, так как в академии Гнесиных сдала почти все дисциплины, кроме сольного пения, экстерном на пять лет вперед. Собственно, это обстоятельство и послужило поводом для папиной активизации. Он был против того, чтобы у меня было много свободного времени. Когда я поступила в театр «Новая Опера», уже не могла ходить на все семинары и перевелась на заочное. В общем, красный диплом в Гнесинке и диплом Юридической академии мною заработаны честно.

культура: Какая у Вас юридическая специализация?

Максакова: Уголовно-правовая. Я, между прочим, и помощником адвоката поработать успела. Было интересно. Я рассматривала эту профессию как резерв, и сегодня мне это очень пригодилось.

культура: Певица Максакова знает, что такое нелицеприятная оперная критика. А депутат Максакова была готова к настоящему черному пиару — с копанием в ее постели, выяснением кого и когда она любила и от кого у нее дети?

Максакова: Как ни странно, но для меня музыкальная критика обиднее. Хотя отчасти она и справедлива, и поучительна. Потому что, как правило, педагог ученика нахваливает, да и руководство театра говорит: «Все чудесно!» И пока артист не столкнется один на один с утренней газетой, он многого не понимает. Правильная критика отрезвляет. Лично во мне, когда злость и обида отходят на второй план, возникает желание доказать, что я могу лучше.

А что касается грязных приемов политической борьбы, то здесь же очевидно, что люди преследуют совсем иные цели и делают это не ради того, чтобы я стала тщательнее готовить законодательные инициативы. В моем случае «чернопиарщикам» было непросто изобрести какой-то ход. Наша семья хорошо известна в России уже сотню лет, поэтому и пришлось цепляться к каким-то аспектам моей личной жизни. Приятного, безусловно, мало, но это можно пережить. Человек должен всегда помнить, что ответ за свои поступки он будет держать там, где нет пиара, театров и Госдумы. Поэтому меня совсем не пугает публичность. И депутатство никаких дополнительных ограничений на меня не наложило.

культура: Депутат Максакова ущемит права певицы Максаковой?

Максакова: Трудный вопрос. Конечно, я очень люблю свою творческую специальность, и для моей души она важнее. Но хороших оперных певцов достаточно, а вот грамотных законодателей, разбирающихся в сфере культуры, явно немного. Объективно говоря, наверное, я гораздо больше пользы способна принести в стенах Законодательного собрания.

У меня, конечно, сильный голос, но теперь я ощущаю еще и голоса всех своих избирателей-астраханцев, которые, кстати сказать, очень любят нашего премьера. Исторически Астрахань всегда находилась на периферии государственных интересов. Ни один генерал-губернатор при царях, не говоря уже о коммунистических генсеках, а 90-е годы я вообще сейчас не буду упоминать, не сделал для Астрахани столько, сколько Путин. Недавно мы открыли в городе настоящий оперный театр — 52 тысячи квадратных метров, зрительный зал с классной акустикой. Меня, как кошку, туда первой запустили — проверить, что получилось.

культура: Почему Вы решили идти в Думу именно от Астрахани?

Максакова: Астрахань — малая родина моей семьи, моей великой бабушки — знаменитой певицы Большого театра Марии Максаковой. Бабушка всегда старалась помочь астраханцам. Чуть ли не ежедневно ей приносили мешки писем, и она никогда не оставляла их без внимания. Именно благодаря ее усилиям консерватория открылась именно в Астрахани, хотя по первоначальному замыслу это должно было произойти в Волгограде. И мне безумно приятно, что адрес Оперного театра: улица Марии Максаковой, дом 2.

культура: Но сейчас Вы возьмете творческую паузу?

Максакова: Пока об этом нет речи. В феврале в Мариинском театре у меня спектакль «Ариадна на Наксосе», в марте должны быть «Сказки Гофмана», планирую выучить новую партию — донну Эльвиру в «Дон Жуане». Я очень волновалась, как к моему депутатству отнесется Валерий Гергиев. Но он патриот своей страны и сказал, что если я серьезно настроена попробовать что-то изменить к лучшему, то он готов меня в этом понять и поддержать. Конечно, иногда он надо мной подшучивает. Например, говорит на репетициях: «А сейчас пусть депутат споет!» Но такое легкое, несколько ироничное отношение только снимает ненужное напряжение.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть