Марина Влади: «Я испытываю невероятную нежность к Высоцкому»

20.02.2012

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

Легендарная и во Франции, и в России актриса Марина Влади только что вернулась с гастролей. Больше года она играла в комедии Лоле Белон «Дамские четверги». Спектакль с неизменным успехом шел не только во Франции, но также в Бельгии и Швейцарии. О своих новых проектах, бывших мужьях и «дьявольской красоте» знаменитая актриса рассказала в эксклюзивном интервью парижскому корреспонденту газеты «Культура».

культура: Вы уже выступали в Москве с вашим культовым спектаклем «Владимир, или Прерванный полет». Вам хотелось бы снова приехать в Россию?

Влади: У нас идут переговоры о новой поездке. Я почти уверена, что гастроли состоятся — может быть, в апреле, и я выступлю во многих городах. Хочу показать, каким был мой Высоцкий.

культура: Расстояния и климат Вас не пугают?

Влади: Разумеется, нет. Я все-таки провела в Советском Союзе двенадцать лет. А главное, когда играю спектакль о Высоцком, то заново проживаю прошедшие годы, словно все было только вчера. Это очень больно, но в то же время я испытываю невероятную нежность.

культура: Что Вы имеете в виду, говоря «мой Высоцкий»?

Влади: У каждого человека, который слушал, читал или видел Высоцкого, есть свой образ. Мой же спектакль посвящен нашей с ним жизни. Это были потрясающие годы. Я пою на сцене его песни. «Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним…» — его последние обращенные ко мне стихи.

культура: 25 января — день рождения Высоцкого. Насколько я понимаю, Вы любите его с прежней силой?

Влади: Я обожала Володю и буду любить его до конца жизни. После его смерти прошло больше тридцати лет, но он мне по-прежнему часто снится. Однако я не тот человек, который живет сновидениями.

культура: Недавно Вы сказали мне, что фильм «Спасибо, что живой» оскорбляет Высоцкого, его память и Вашу общую с ним жизнь.

Влади: Фильма я не видела и смотреть не буду. Но мне о нем много рассказывали. Авторам пришла в голову ужасная идея сделать силиконовую копию с посмертной маски Володи, которую я сама сняла. Они не показали, ни каким Высоцкий был замечательным трагическим актером — одним из лучших в России, ни того, как он покорял публику своими стихами и песнями. Они показали лишь три дня из жизни бедного наркомана. Зачем им это было нужно?

культура: Говорят, что вы дали согласие на этот фильм?

Влади: Это неправда. Никогда в жизни я бы не дала согласия на такую гадость. Если бы я согласилась, то они бы показали и меня. Мне сообщили, что в фильме есть телефонные разговоры со мной. Но я запретила меня цитировать.

культура: Какими были отношения Высоцкого с Любимовым? Возможно, Вы знаете, что создателю Таганки недавно пришлось покинуть свой театр.

(фото: ИТАР-ТАСС)Влади: Володя был сложным человеком. Но Любимов его очень любил, многое прощал и в своих воспоминаниях написал о нем чудесные слова. Они замечательно вместе работали. Любимов — большой режиссер, который создал прекрасный театр. Однако ко мне относился неважно. Он говорил: «И зачем Марина написала эту книгу про Высоцкого?». Я с ним не встречалась после смерти Володи...

культура: Что дает Вам сегодня сцена?

Влади: Она остается главным в моей жизни. Сцена — мой дом. Мои родители были артистами, я родилась на сцене, выступаю на ней с двух лет. Так что в общей сложности я провела в театре 70 лет — не считая перерывов, связанных с кино. Я по-прежнему обожаю свет рампы, и когда выхожу на сцену, мне кажется, будто мне снова 18 лет. К тому же сценические перевоплощения — замечательная гимнастика для актрисы.

культура: В театре Вы ощущаете свои русские корни?

Влади: Конечно. Особенно когда играю Чехова — и в «Трех сестрах», и в «Вишневом саде», и когда снималась в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». Чехов самый близкий мне автор. Мне интересно играть его по-разному.

культура: В пьесе «Дамские четверги» у Вас роль русской женщины, которая живет во Франции. Она бескорыстная, безалаберная, добрая, отзывчивая...

Влади: Она похожа на меня. Поэтому я играла ее с огромным удовольствием. Как и все люди, наделенные юмором, я люблю смеяться над собой.

культура: Вы готовите новые театральные роли?

Влади: Я буду работать с известным режиссером Марселем Марешалем, я уже играла у него в «Вишневом саде». Сейчас он ставит спектакль по пьесе Жака Одиберти «Одинокий рыцарь». Я там сыграю три разные роли — матери, императрицы и старухи.

культура: А как Вы относитесь к современным прочтениям классики?

Влади: Все зависит от режиссера. Например, когда Патрис Шеро переносит действие оперы Вагнера в наши дни, у него получается замечательно. Но я против искажения смыслов. Поэтому предпочитаю классическое прочтение — и в театре, и в балете. Может, это связано с тем, что в детстве я четыре года занималась в балетной школе Парижской оперы у лучших педагогов.

культура: Среди Ваших без малого ста ролей в кино есть и эротическая — в ленте «Подвиги молодого Дон Жуана».

Влади: Это маленькая роль в фильме, где играют примерно десять актрис. Картина посвящена юноше, который приезжает в загородное поместье. С каждой из десяти героинь у него завязывается роман. Ничего особенно пикантного там нет. Но текст Аполлинера, легший в основу ленты, просто прекрасен.

культура: Ваша последняя кинороль — в фильме Амора Хаккара «Несколько дней передышки», посвященной эмигрантам-нелегалам.

Влади: Хаккар талантливый режиссер. Его финансовые возможности были очень скромными, и я снималась бесплатно, из любви к искусству. «Несколько дней передышки» — это история двух иранцев, которые убегают из своей страны и попадают в маленький городок на юге Франции, где им дает приют немолодая женщина. Мне было интересно сыграть эту женщину, которая под взглядом мужчины в своем доме вдруг снова оживает. История заканчивается тем, что беглецов возвращают в Иран, где их казнят.

культура: Вы четыре раза были замужем за людьми выдающимися — актером и режиссером Робером Оссейном, летчиком Жан-Клодом Бруйе, Владимиром Высоцким и знаменитым профессором-онкологом Леоном Шварценбергом. Между ними было что-то общее?

Влади: Прежде всего, то, что они были в меня влюблены. Но я нашла в них самое интересное — ум и талант. Все они были исключительными личностями. Мой муж-летчик создал авиакомпанию, он был гением в своей профессии, спасал людей в африканских джунглях.

культура: Вообще среди Ваших поклонников было столько гениев — режиссеры Орсон Уэллс и Жан-Люк Годар, предлагавший вам руку и сердце. Такие кинозвезды, как Марчелло Мастроянни и Марлон Брандо...

Влади: С ними меня связывало только кино. С некоторыми, возможно, и флирт. Вообще я человек исключительно верный и, пока была замужем, никогда не изменяла. Но у меня случались увлечения, когда я была «холостой».

культура: Требовалось обладать большой силой воли, чтобы отказать таким «звездным» мужчинам.

Влади: Нет, это отнюдь не подвиг. Просто я всегда делала в жизни то, что мне нравилось, и оставалась абсолютно свободным человеком. За исключением тех лет, когда я жила для Володи. В СССР положение было очень сложным, и две наши страны были далеки друг от друга… Впоследствии меня упрекали, что я не все рассказала в своей книге. Но я не могла изложить 12 лет жизни с Володей на 300 страницах! Кстати, моя книга о Высоцком снова переиздается в России.

культура: Мне кажется, у Вас очень сильный характер.

Влади: Действительно, я «крепкий орешек» — как назвал меня режиссер Сергей Герасимов на Московском кинофестивале, где я была единственной женщиной — членом жюри. Мы проспорили всю ночь, и в итоге я добилась, чтобы приз дали не только «Войне и миру» Бондарчука, но и венгерской картине «Двадцать часов». Я всегда готова сражаться за то, что люблю.

культура: Бойцовские качества Вы унаследовали от отца, учившего вас боксу?

Влади: Родители ждали рождения мальчика, и меня должны были назвать Андреем. Когда же появилась на свет я, отец все-таки решил воспитывать меня как мужчину. К сожалению, я потеряла папу в 13 лет. Но мужской характер у меня остался. Я всю жизнь была главой семьи.

культура: Русскому мужчине нужна сильная женщина?

Влади: Каждому мужчине нужна такая женщина, которая одновременно является для него и подругой, и матерью. В каком-то смысле мужчины, даже самые умные, — это дети. Женщины гораздо взрослее.

культура: Какие слабости Вы прощали своим мужчинам?

Влади: Прощала измены, хоть я и очень ревнива. В любви я отдавала себя целиком и хотела такой же преданности. Но мужчину что-то всегда толкает на поиск «новизны». Я это прощала — хотя ужасно злилась. И даже могла побить.

культура: Недавно я узнал, что Вы получаете весьма скромную пенсию — 600 евро в месяц...

Влади: Столько мне платит французский «собес». А в общей сложности моя пенсия — 1200 евро — ниже минимальной зарплаты во Франции. И это притом что я всегда платила огромные налоги. Но мои продюсеры никогда не делали полагающихся отчислений в пенсионный фонд. В результате в таком же положении оказались все актеры моего поколения. Нас всех обворовали.

культура: Вы продолжаете помогать бедным и бесправным. В этом Вы видите свой долг?

Влади: Я прихожу на помощь, когда могу. Конечно, я не сестра милосердия. Помогаю не только деньгами — участвую в акциях ассоциации «Право на жилье» (общественная организация, оказывающая содействие бездомным. — «Культура»), которую мы создали вместе с Леоном Шварценбергом, аббатом Пьером и другими.

культура: Вы живете отшельницей в парижском предместье Мезон-Лаффит. Вам не бывает тоскливо?

Влади: После смерти Леона я уже почти десять лет живу одна. К счастью, со мной мои чудесные канарейки и собаки. Моя жизнь очень наполнена. Занимаюсь садом и огородом. Много работаю — играю в театре, иногда снимаюсь в кино, пишу книги. И чувствую себя хорошо. Я всегда занималась спортом и сейчас каждый день езжу на велосипеде, гуляю со своими собаками. Обожаю природу и животных… Иногда вижу жаворонка или новый росток в саду — и кажется, что я снова молода.

культура: Тем не менее Вы как-то сказали: «Моя жизнь завершена». Почему? У Вас еще столько проектов впереди — в театре, в кино.

Влади: Жизнь моя была насыщенной и бурной, но она идет к концу. Я всегда живу данной минутой — «здесь и сейчас», как говорят буддисты. Однако до сих пор каждый раз, когда я выхожу на сцену, моя жизнь как будто бы начинается сначала.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть