Иосиф Кобзон: «С Пугачевой я не ссорился»
07.09.2012

Кобзон: Спасибо, не дождетесь (улыбается). Да все нормально, в рабочем режиме.
культура: Перед юбилеем много выступать приходится?
Кобзон: Как всегда. И не только концерты, недавно была встреча с соотечественниками за рубежом. Счастье, что я на сегодняшний день так загружен.
культура: Можете объяснить, почему звезды прошлых лет так сильно отличаются от нынешних по уровню исполнения?
Кобзон: Уровень и у публики разный. Сегодня другая аудитория. Тогда не было рыночной системы, которая развратила, привела к духовному кризису и снизила интеллектуальный уровень. Сейчас люди не читают, мало ходят в театры. Книги заменил интернет. Но разве может сравниться с ним пухлый томик из библиотеки? То же самое — концерты. Раньше билет стоил от 50 копеек до двух с половиной рублей. Даже при небольшой зарплате любой мог себе позволить, а сегодня невероятно высокие цены на выступления звезд. Все уткнулись в телевизоры.
культура: Получается, артисты опустились до уровня зрителя?
Кобзон: Думаю, да. Мы готовили закон в думском Комитете по культуре об ограничении сексуально-эротической продукции на телевидении и в СМИ. Встречались с общественностью, нас спрашивали: «Куда вы, депутаты, смотрите, наши дети вынуждены смотреть этот «Дом-2». Это гадость, порнография!» Мы отвечали: «Так вы не смотрите и не повышайте рейтинг этих передач. Спрос есть, поэтому каналы и показывают подобное».
культура: А Вам не кажется, что развитие культуры у населения — задача государства, в первую очередь?
Кобзон: Когда-то меня ваши коллеги спросили, а не пора ли разработать наряду с проектами «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Сельское хозяйство» — пятый национальный проект — «Культура». Я ответил: ни в коем случае. Культура должна быть первым национальным проектом, только тогда общество будет развиваться.
культура: Вы стали культурным послом олимпиады в Сочи. Среди спортсменов у Вас много друзей?
Кобзон: Конечно. Футболисты, боксеры. Я каждый год у себя в Забайкальском крае провожу турнир по боксу. Приезжали Лагутин, Иванов. В этом году ожидаем чемпионку мира Наталью Рагозину. Дружу с Третьяком, Фетисовым. В наше время, когда в стране обострение алкоголизма, наркомании, спасение — в культуре и спорте. У меня есть любимый афоризм: «Он был морально устойчив, несмотря на то, что физически здоров». Я считаю, что это совместимые вещи.
культура: Вы дружите со многими политиками...
Кобзон: Громкое слово — дружить. Добрые приятельские отношения я не называю словом «дружба». Друг может быть и политиком, и чиновником, кем угодно, лишь бы я верил ему и понимал, что в трудную минуту он будет рядом. Мне сын как-то задал этот вопрос: «Папа, у тебя бывали и министры, и члены ЦК, и сомнительные люди, и спортсмены. Они ведь такие разные...» Я ответил: «Сынуля, я никогда не дружил с должностными лицами, а только с людьми, которые мне нравились».
культура: Для чего Вам политика?
Кобзон: Я политикой не занимаюсь. Госдума — это общественная работа. А профессия у меня творческая.
культура: Много писали о том, что Кобзон поссорился с Пугачевой. Придумали журналисты, или все-таки что-то было?
Кобзон: Никогда я не ссорился ни с Пугачевой, ни со Жванецким, как писали. Все это вытащила пресса из моей книги «Как перед Богом», в которой журналист Добрюха нечестно поступил со мной. Он записал все, что я рассказал ему в частной беседе, а верстку книги мне не показал. Какой-то период времени из-за этой книги мы не общались ни со Жванецким, ни с Пугачевой. Но потом прошло время, и все успокоилось. Я своих коллег никогда в обиду не давал, и сам не обижал.
культура: Сколько артист должен оставаться на сцене?
Кобзон: Пока востребован, пока к нему приходят зрители, пока аплодируют, пока хотят встречи с ним. Но, когда поймешь, что стал не интересен, как только почувствуешь физическую немощь, надо уходить.
Иосиф Кобзон. Я люблю тебя, жизнь Мелодия
Иосиф Кобзон для России — примерно то же самое, что Фрэнк Синатра для Америки, Клифф Ричард для Великобритании, а Шарль Азнавур для Франции. Причем Иосиф Давыдович во многом даже круче: упомянутые артисты практически не исполняли патриотических песен, а в репертуаре Кобзона их с избытком. Все, за что бы он ни брался, неизменно было скреплено четкой печатью «знака качества», а такие шедевры, как «Мгновения», «Где-то далеко», «А у нас во дворе» и «Поклонимся великим тем годам», вообще сложно представить в чьем-либо ином исполнении. Песенная сокровищница Иосифа Давыдовича настолько обширна, что задача составить некий сборник «The greatest hits» представляется с трудом выполнимой. Однако предлагаемая вниманию слушателей данная подборка от фирмы «Мелодия» получает «зачет».