Анна Ардова: «Никто не скажет, что я везде одинаковая»

17.02.2012

Татьяна ПЕТРЕНКО,

Анна Ардова — блистательная «многостаночница» из юмористической программы «Одна за всех», сыграла очередную драматическую роль. Это провинциальная актриса Смельская в «Талантах и поклонниках», поставленных на сцене Театра им. Маяковского новым худруком Миндаугасом Карбаускисом.

Анна Ардова из актерской семьи. Родоначальницей династии была бабушка Нина Ольшевская, ученица Станиславского, актриса и режиссер. Отец Анны Борис Ардов — художник-постановщик мультипликационных фильмов. Народный артист СССР Алексей Баталов приходится Анне родным дядей. При этом сама Анна в течение пяти лет поступала в театральные вузы и, наконец, попала в ГИТИС к Андрею Гончарову. По окончании учебы он взял ее в легендарную Маяковку.

культура: Давайте начнем с Вашей Смельской. Как Вы себя чувствуете в этой роли?

Ардова: У меня прекрасная роль и партнеры восхитительные. Кроме наших артистов есть и приглашенная звезда, но с такой партнершей, как Ира Пегова, можно что угодно сыграть. В спектакле много не просто музыки, а очень хорошей музыки, написанной композитором Гиедрюсом Пускунигисом. У меня великолепный костюм. Я сначала волновалась, потому что для нарядов прошлого века нужен корсет, а я не очень люблю корсетные платья, но мастера сделали все изумительно, мне в нем удобно. Ну вы же понимаете, что сразу после премьеры я могу говорить обо всем только в восторженных тонах.

культура: Для многих артистов Островский — любимый автор.

Ардова: А как может быть иначе? В нашем спектакле потрясающий текст сохранен почти полностью, очень мало сокращений.

культура: Вам раньше приходилось играть героинь Островского?

Ардова: Конечно. У нас в театре был спектакль «Свои люди — сочтемся», он же «Банкрот», где я с удовольствием играла сваху, можно сказать, просто купалась в роли. Мы много ездили на гастроли, и везде нас принимали на ура. Последние годы я очень ждала хорошей работы в театре. Ждала хорошего режиссера и рада, что у нас теперь есть и «Таланты и поклонники», и режиссер Карбаускис. Работать с ним легко, комфортно, я бы даже сказала, весело. Репетиции шли всего лишь с сентября месяца, и никаких трудностей в процессе работы не возникало. Мы все горой стояли за Карбаускиса. Нужно было, чтобы появился молодой талантливый человек и в нашем театре прекратился ужас. Мы хотели, чтобы он осушил это болото.

культура: Но ведь когда пришел Сергей Арцибашев, его тоже поначалу приняли хорошо.

Ардова: Да, потому что в Театре на Покровке, которым он руководит, были достойные спектакли. И у нас он ставил неплохо, например, «Уроки музыки» Петрушевской. Он делал мой дипломный спектакль «Фарс только для взрослых», который потом вошел в репертуар Театра Маяковского. Конечно, все ждали от него новых работ, ведь на тот момент в театре ощущалось безвременье. Сначала Андрей Александрович Гончаров болел, потом его не стало. В театре шла какая-то вялая жизнь. Все надеялись на какие-то свершения, а дождались того, чего дождались...

культура: Вы принимали участие в его свержении?

Ардова: Только косвенно. Потому что в театре во времена Арцибашева практически не появлялась, работы было мало. Я играла раз в месяц свой любимый спектакль «Чума на оба ваши дома!» в постановке Татьяны Ахрамковой, не могла от него отказаться и все время боялась, что его закроют. Этот спектакль дорог мне еще и тем, что там роль брата Лоренцо исполняет Александр Шаврин. После премьеры мы поженились...

Еще я приходила в театр играть в «Разводе по-женски». Этот спектакль Арцибашева я не очень любила, но в нем было занято много наших девочек. Я по ним скучала и с радостью приходила их проведать. Хорошо, что в это время у меня было много другой работы и мне не приходилось с тревогой ждать распределения ролей. Да и, положа руку на сердце, не хотелось работать с этим режиссером. Зато теперь, когда пришли новые времена, я рвусь в бой.

культура: Однако в Театре Маяковского у Вас на сегодняшний день только три роли. Между тем и в антрепризах Вы не очень задействованы.

Ардова: Я не люблю антрепризы, потому что не люблю халтуру, а антреприза чаще всего халтура, к сожалению. Оно и понятно, все заняты, делать спектакль нужно быстро. Да и хорошие режиссеры редко занимаются антрепризами. Даже если собирают сильных артистов, чудес не бывает. Сегодня спектакль может поставить кто угодно. Люди забывают, что профессию режиссера никто не отменял, а в антрепризе ее почему-то взяли и отменили. Здесь не принято разбирать роли. Артистам текст раздали, какие-то мизансцены придумали и поехали. Как будто мы вернулись в ХIХ век.

Я как-то взялась за антрепризный спектакль и, что называется, попала. Мне было стыдно на поклонах. Стыдно за себя. За то, что я так бездарно существую и ничего придумать, чтобы как-то изменить ситуацию, не могу. Я сыграла ровно два спектакля, поняла, что никакие деньги меня не остановят, и ушла.

культура: В другие театры Вас приглашали?

Ардова: Я работала у Татьяны Ахрамковой, когда она была главным режиссером в Театре Станиславского. Играла маленькую рольку в спектакле «Евграф, искатель приключений». Еще в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина играла главную роль в спектакле Елены Новиковой «Нинкина земля». Это была хорошая работа — с судьбой, с историей любви. Моей героине Нинке шестьдесят лет, а у нее начинается роман с молодым парнем. Она украинка, он русский. Режиссер добивалась от меня соответствующего произношения. Нинка живет в украинской деревне, а Лена сама с Украины. Так что она этот говор очень хорошо знала. Научиться так говорить совсем не просто. Зато мне это очень помогло, когда я снималась в ситкоме «Одна за всех». Моя продавщица хотдогов Галя — Гала — только так и щебечет.

культура: Вы послушная актриса?

Ардова: Слушаюсь, пока вижу в этом смысл. Как только я не вижу смысла — либо линяю по-тихому, либо хочу, чтобы меня не трогали. Я сама все выстрою.

культура: По принципу «сама себе режиссер»?

Ардова: Нет, конечно. Ну какой из меня режиссер? Просто когда понимаешь, что ситуация безнадежная, а тебе надо выходить к зрителю, остается только что-то самой придумать, чтобы совсем не опозориться.

ультура: Антрепризы — это плохо, а сериалы разве лучше? Не боитесь растратить талант на ерунду?

Ардова: Я должна как-то зарабатывать деньги. Когда в сериале у тебя хоть две-три сцены получаются интересные, уже не так стыдно. Опять-таки на поклоны к зрителям, сидящим в нескольких шагах от тебя, выходить не надо.

Конечно, опасения есть. В сериалы меня зовут на одни и те же роли. Был период, когда все режиссеры просили, чтобы у меня были белые волосы. Я просила: «Давайте, хоть парик на меня какой-нибудь наденем — черный, рыжий». Потом подумала, что мой любимый Жан Габен во всех фильмах похож сам на себя, а от него глаз невозможно оторвать. Но вообще-то я стремлюсь к максимальному разнообразию. Уж и так стараюсь, и этак. Мне точно нельзя предъявить претензии, будто я везде одинаковая. Я всегда могу сказать: «А вы «Одну за всех», если вам мало разнообразия, посмотрите». Это мой козырь, и достаточно весомый.

культура: Скетч-шоу «Одна за всех» принесло Вам огромную популярность. Скажите, это режиссер «Женской лиги» Ольга Ланд, увидев, как Вы играете в ее сериале, предложила сделать проект специально на Вас?

Ардова: Идея принадлежала генеральному продюсеру «СТС Медиа» Вячеславу Муругову, но не без помощи Ольги и вместе с ней. Естественно, Ольга, поскольку у нас с ней чудесные творческие и человеческие отношения, с удовольствием согласилась. Думаю, очень большой процент победы принадлежит режиссеру, гримерам, и костюмерам.

культура: Сначала у Вас было несколько персонажей: блондинка с Рублевки, продавщица-фантазерка, хорошая кавказская жена, вечно сонный охранник, разгильдяйка-медсестра, одинокая библиотекарша, офисная стерва, толстуха, мечтающая похудеть... Со временем к ним прибавились старая боевая хитрованка Серафима Аркадьевна, еврейская мама взрослого музыканта Семы и даже президент России Екатерина Петровна Иванова... Сыграв с дюжину разных женщин, Вы проявили себя как великолепная характерная актриса.

Ардова: Я всегда была характерной, но Андрей Александрович Гончаров хотел, чтобы я была героиней, пусть даже комедийной. Он говорил: «Я знаю, на что ты способна. Знаю, что смешить ты умеешь, а я хочу от тебя глубины».

культура: Премьера «Талантов и поклонников» сыграна. Что дальше?

Ардова: Если бы знать... Мечты у меня нет. Глупо мечтать о ролях, потому что потом, когда их не дают, становится очень больно.

культура: Александр Шаврин, Ваш супруг, тоже знакомый широкой публике по шоу «Одна за всех», играет в «Талантах...» Мигаева. Значит ли это, что он вернулся в театр?

Ардова: Да, Саша вернулся сразу же после смены худрука. Что меня очень порадовало. И не только меня, всех наших. Мы бы очень хотели, чтобы еще какие-то любимые люди снова появились в труппе. Но их надо не просто возвращать, а еще и роли им давать, чтобы они не формально числились, а работали в полную силу.

культура: Ваши дети — и дочь, и сын — уже снимаются в кино. На счету у Софьи семь картин, она сыграла главную роль в фильме Бориса Грачевского «Крыша».

Ардова: В данный момент никто из них нигде не снимается, оба учатся. Соня отказалась от съемок, потому что у нее экзамены в этом году. Девятый класс — это уже серьезно. В театре Сонечка играла с отцом в спектакле «Двое других». Ездила на гастроли, но сейчас это тоже отошло на второй план. А вот сын Антоша у нас в театре еще не работал.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть