Анатолий Каргин: «Исполнять русскую песню — не позор»

Татьяна КОВАЛЕВА

20.01.2012

Государственный республиканский центр русского фольклора (ГРЦРФ) с 1990 года вплотную занимается исследованием феномена отечественной народной культуры. Возглавляет центр профессор Анатолий Каргин.

культура: Вас можно поздравить с Государственной премией РФ за деятельность в области культуры.
Каргин: Присуждение столь значимой награды — это несомненная заслуга всего нашего центра, моих коллег, с которыми мы двадцать лет бьемся за реабилитацию и сохранение российского фольклора. Нам удалось совершить перелом в общественном сознании по отношению к традиционной культуре. Сегодня слово «фольклор» уже не вызывает отторжения, как это было два-три десятка лет назад. Благодаря ГРЦРФ в российских регионах создана система социальных институтов, которые вплотную занимаются фольклором. Мы проводим Всероссийский конгресс фольклористов. Сейчас готовимся к очередному форуму 2014 года, где акцент будет сделан на поиске реальных механизмов по восстановлению гумусного слоя народной культуры. Это сегодня главная проблема фольклорного движения. Блестящих исследований у нас через край, собраны уникальные записи песен, танцев, игр и обрядов. Но все это существует в виде научных текстов, далеких от жизни. Надо такое богатое наследие с пользой применить.

культура: Это значит — очистить его от дремучей архаичности?
Каргин: Сегодня подача песни, танца должна отвечать запросам ХХI века. Мы как раз ищем пути, как сделать традиционную культуру нашей современницей и тем самым помочь преодолению глубочайших духовных проблем в стране. Я часто бываю на самых разных фестивалях фольклора. И если честно, именно русские коллективы огорчают. Сейчас практически все республики берегут свои традиции, а вот русская национальная культура планомерно уничтожает и растлевает себя, демонстрируя усредненный вариант. Ситуацию пора кардинально менять.

культура: Вы намерены обсудить эту проблему на предстоящем конгрессе?
Каргин: Конгресс мы устраиваем совместно с Российской академией образования. Наша школа перестала воспитывать детей, дает только знания, информацию. Мы обязаны переучить преподавателей литературы, учителей пения, методистов, тех, от кого зависит приобщение детворы к народному творчеству. Пусть это будет на первых порах в качестве дополнительного образования в школах и детсадах. Надо внедрить в сознание юного поколения, что носить национальное платье — это красиво, что петь русскую песню — это не позор. Есть мировой опыт, в частности, знаменитого композитора и педагога Золтана Кодая. Благодаря его усилиям вся Венгрия запела. Причем методика элементарная: в начальных классах ежегодно заучивается пять народных песен.

культура: У Вас большая команда?
Каргин: В центре около 80 человек. Найти высококвалифицированных специалистов сегодня крайне трудно, но у нас есть уникальные последователи и педагоги. Буквально на глазах они обучат вас основам народного танца — и уже через два часа вы запляшете русского трепака так, что ахнешь.

Сейчас прорабатываем конференции: одна состоится в мае, другая в октябре. Особенно острой обещает быть дискуссия «Современный фольклор: между архивом и сценой». Ведь кто-то серьезно полагает, что творчество Надежды Бабкиной или Надежды Кадышевой — это и есть настоящий фольклор. На самом деле это имитация, эрзац. Хотя и такое искусство тоже имеет право на существование.

культура: А как Вам понравился фолк-парад «Вся Россия» на телеканале «Культура»?
Каргин: Впервые общероссийское телевидение столь широко демонстрировало богатство народного творчества. Но такой мощный показ требует соответствующего пояснения для сегодняшнего зрителя. Пусть бы показали в два раза меньше ансамб­лей, но с краткими комментариями, эффект был бы во много раз сильнее.