Алексей Учитель: «Матильда Кшесинская могла бы управлять государством»

11.05.2012

Светлана ХОХРЯКОВА

На нынешнем Каннском кинофестивале ученица Алексея Учителя Таисия Игуменцева представит свою дипломную работу «Дорога на…» В конкурсе студенческих фильмов «Синефондасьон» Россия не участвовала несколько лет. Сам Учитель сейчас экранизирует «Восьмерку» Захара Прилепина и ведет подготовку будущего проекта «Матильда Кшесинская».

культура: Как Вы думаете, почему из сотен картин отобрана работа именно Таисии Игуменцевой?

Учитель: У Таисии удивительная кинематографическая судьба. Она окончила мою первую во ВГИКе мастерскую, можно сказать, экспериментальную, поскольку никакими учебными программами я не пользовался. Мы шли своим путем. 1 сентября я сказал студентам, что к 1 января они должны сделать фильм. Такого во ВГИКе никогда не было. Студенты начали каждые полгода снимать по картине. Причем это были и игровые, и документальные работы. Поначалу я не хотел принимать Таисию на курс. Были некоторые сомнения на ее счет, но что-то подсказывало, что нужно ее взять. У нее, по счастью, очень нестандартно устроенная голова. В простых вещах она способна разглядеть нечто особенное. Уже по первой работе, которая меня поразила, стало ясно, что этот человек пойдет собственным путем. На защите дипломов были сплошные «пятерки», только три «четверки» на всю мастерскую, в том числе и у Таисии. Четверку она получила из-за мата, прозвучавшего с экрана. Завязался жуткий спор. Я тогда резко выступил, попросил пересмотреть работу. Состоялось дополнительное заседание, но оценка не изменилась. Тогда я в сердцах заявил членам комиссии, что они еще пожалеют об этом. Считанные нецензурные слова в данном случае — важная драматургическая составляющая. Но Таисия уже выиграла. Ее фильм покажут в Канне, а потом на «Кинотавре» в программе короткого метра. Надо продвигать молодых, ситуация ведь тревожная. Вот Таисия окончила ВГИК, наверняка соберет урожай наград, но ей некуда деваться. Она может прийти только на мою студию «Рок». То, что у нас выделяется финансирование на шесть дебютов в год, — нелепость. Сколько еще мы будем за счет международного признания доказывать, что у нас есть талантливые люди? Необходимо создать федеральный фонд дебютного кино. Без этого молодым и талантливым ребятам некуда деваться.

культура: На какой стадии находится Ваша собственная работа над экранизацией Прилепина?

Учитель: Съемки в разгаре и продлятся до конца мая. Завершим работу к концу года. В Москву я приехал из Петербурга буквально на день, чтобы поучаствовать в презентации российского павильона, который будет работать в дни Каннского кинофестиваля. Там мы представим работу Таисии и мой проект «Матильда Кшесинская».

культура: А что Вас привлекло в прозе Прилепина — сюжет или фактура языка?

Учитель: Мы давно общаемся с Захаром Прилепиным, и я рассматривал разные его произведения на предмет экранизации. Сам удивляюсь, что выбрал именно «Восьмерку». Неожиданное произведение. Четверо друзей-омоновцев, у которых, казалось бы, отказали тормоза, сметая все на своем пути и совершая что-то нехорошее, обрели себя и сделали благое дело. Странное сочетание, какого я давно не встречал. Несмотря на трагический финал, у меня осталось очень светлое чувство от этого произведения. Мне интересно работать над тем, что удивляет и чего я до конца не понимаю.

культура: Вам никто не говорил: зачем все это, одумайся?

читель: Говорили и до сих пор говорят другое — что это не мой материал. Но я всегда сворачиваю в непривычную сторону. Интересно уйти туда, где ты еще не был. Но повтор, пожалуй, у меня будет. Это «Матильда Кшесинская». Поскольку это опять балет, как и в моей прежней картине об Ольге Спесивцевой — «Мания Жизели». Но тут другая история, которая мне безумно интересна: женщина и власть. Тема не новая, однако на том историческом отрезке времени и тех персонах, какие у нас возникнут, никогда ничего подобного не исследовалось. Разве что в литературе это отчасти возникало.

культура: Можете подробнее рассказать о будущей картине?

Учитель: Балетная тема постоянно будоражит умы кинематографистов. Но наш новый проект — не о балете. Кшесинская могла бы управлять государством, вот какого масштаба это фигура. Мы привлекаем к работе американского сценариста. Планируется высокобюджетный фильм, и частично вопрос с финансированием решен. Снимать будем на английском языке, а потом уже переведем на русский. Кто сыграет Кшесинскую — главный вопрос, до сих пор не решенный. Будем пробовать разных актрис и балерин. Ведем переговоры с Дианой Вишневой. Сложность в том, что на экране главная героиня должна пройти путь от 17 до 90 лет. Это очень серьезный возрастной диапазон, требующий от исполнительницы и всей группы большого мастерства.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть