Свежий номер

Александр Борисов: «Я отказался играть в русофобской пьесе Улицкой»

19.01.2015

Татьяна МЕДВЕДЕВА

Московский актер Александр Борисов съездил на Донбасс, и мир в его душе перевернулся. Он уже не смог играть в пьесе Людмилы Улицкой «Русское варенье». В ответ руководство театрального центра «Вишневый сад» указало ему на дверь. В этом частном эпизоде, как в капле воды, отразилось главное противоречие нашей жизни — в Донецке и Луганске гибнут люди, а в России многие продолжают жить так, словно это их не касается. Разнятся и оценки событий. Одни выступают за единство Русского мира, другие критикуют Россию за «имперские амбиции». С принципиальным актером встретилась корреспондент «Культуры».

культура: Почему возникло такое решение — съездить на Донбасс?
Борисов: Сам я из Перми, но Украина — моя историческая родина. Свой род я знаю вплоть до Переяславской рады. Не все в нашей семье было гладко. Некоторые родственники пострадали, кто-то был репрессирован. Но мы никогда не разделяли русских и украинцев. Украинец для нас — это как сибиряк или уралец. Человек со своим говором, с местными особенностями, но такой же русский. Конечно, для нас стало трагедией, когда распался Советский Союз, и украинцы «обособились» в отдельную нацию, пытались строить свое государство. Ничего не получилось — противоречия накапливались все эти годы и вылились в военные действия на юго-востоке Украины. Я поехал на Донбасс, чтобы поддержать людей, которые решили оставаться русскими, несмотря на то, что по ним стреляют из «градов». Мне нужно было посмотреть своими глазами, кто бомбит мирные кварталы, кто ведет обстрелы, чтобы потом никто не говорил, что я жертва пропаганды. Я увидел страшные картины: разрушенные дома, беспомощных стариков, голодных детей… Я подал десять гривен одной женщине, она стала целовать мне руки. У меня был ком в горле…

культура: В каком качестве Вы были в Донецке?
Борисов: Я ездил как частное лицо, хотел разобраться, помочь. Никаких друзей и знакомых у меня там не было. Поехал наугад, по собственной инициативе, за свой счет. Снял номер в гостинице, потом квартиру. Общался с людьми, участвовал в социологических опросах. Это была моя первая поездка. Потом приехал еще раз и показал свой моноспектакль «Облако в штанах», который изредка играю в музее Маяковского. Я удостоверился, что жители Донецка и Луганска хотят только одного — присоединения к России. Я вернулся в Москву и уже не мог оставаться прежним. Меня шокирует, что в столице люди живут, как ни в чем не бывало — развлекаются, веселятся. А в это время идет геноцид русских. Так и хочется крикнуть: что вы празднуете? Разве не видите, что война уже пришла в наш дом? В Киеве у власти фашисты.

культура: Почему Вы отказались играть в пьесе Людмилы Улицкой?
Борисов: Когда я вернулся из Новороссии, мне попалось на глаза ее интервью, все наполненное неприкрытой воинствующей русофобией. Оно было напечатано в одном из западных изданий. Я прочитал, и у меня был шок — что себе позволяет говорить о нашей Родине эта писательница. В нашем театре я был занят в постановке ее пьесы «Русское варенье», крошечная роль. Я попросил, чтобы меня вывели из этого спектакля. Объяснил, почему. В пьесе тоже все наполнено фразами типа: «Русский человек любит притворяться полным дураком, будучи при этом полным идиотом» — ну что это? Моя просьба вызвала неадекватную реакцию. Меня обвинили в том, что я нарушил трудовую дисциплину, когда уезжал на Донбасс. Хотя я отпрашивался, писал заявление, брал отпуск, никого не подвел. В итоге — попросили написать заявление по собственному желанию.

культура: Вы разговаривали с руководителем театра? Что он Вам сказал?
Борисов: Александр Михайлович Вилькин — очень хороший режиссер и педагог. Человек либеральных взглядов. По многим вопросам у нас разные точки зрения. Но раньше мы ладили. Театр «Вишневый сад» базируется на русской классике. Это не «Гоголь-центр», не спектакли Константина Богомолова. Мне бы не хотелось сейчас все сводить к своей персоне. Я хочу достучаться до людей, которые здесь, в Москве, погружены в какую-то карнавальную жизнь. Совсем рядом идет война. А вы не хотите этого знать. И думаете, что вас это не коснется. Это ошибка. Уже приезжая в Ростов, ты попадаешь в другую реальность — там ополченцы, беженцы из Новороссии. Там рассказывают истории о трагедии на Украине — одна страшнее другой. Гибнут люди. Разрываются семейные связи. Мать отказывается общаться с сыном, сестра не разговаривает с братом. Война сделала врагами родных людей. Русские убивают русских.

культура: Драма в том, что многие на Украине не считают себя русскими, испытывают ненависть к России. Так им промыли мозги…
Борисов: Это все ерунда. Лечится несколькими победами ополченцев. Победителей всегда любят. Это не просто наши братья, это мы сами. Да, идет полное оболванивание людей. Но я понял одно: если сейчас проиграет ополчение, потом падет Крым, а дальше — мы сами начнем разваливаться. И «грады» будут звучать уже в Москве.

культура: Что нужно делать нам, в России?
Борисов: Понять, что мы уже живем в ситуации войны. Да, у нас еще нет на территории Российской Федерации вооруженного противостояния. Но вовсю идет экономическая война, и это каждый уже ощутил на своем кармане. Продолжается идеологическое и информационное воздействие на людей. Достаточно почитать зарубежную прессу — как поливают Россию грязью. Надо быть готовым к тому, что будут попытки развалить нас изнутри. Поэтому нужна мобилизация общества и сплоченность перед этой угрозой. Не допускать никаких майданов в наших городах. И, конечно, нужно всеми силами поддерживать Новороссию. Ее жители хотят быть с нами.

культура: Что Вы теперь будете делать?
Борисов: Буду жить. Я человек, мужчина, русский, православный и только после этого — артист. Мне нужно определиться со своей судьбой. Может быть, поеду в Севастополь — звали туда работать. И обязательно еще раз поеду на Донбасс. Не могу быть в стороне.


Досье «Культуры»

Александр Борисов родился в 1978 году. В 2003‑м окончил Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов, кафедру режиссуры и актерского искусства. После окончания два года работал в Санкт-Петербургском государственном молодежном театре на Фонтанке. Снимался в фильмах «Бедный, бедный Павел», «Улицы разбитых фонарей», «Кадетство», «Новая жизнь сыщика Гурова», «Великолепная пятерка». В театре «Вишневый сад» был занят в спектаклях «Преступление и наказание», «Караси в сметане», «Тринадцатая звезда».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел