Широкий «Контекст»

04.12.2014

Елена ФЕДОРЕНКО

В Москве прошел II фестиваль «Context. Диана Вишнёва». 

В фестивальной программе: фильмы о танце, сладкий плен которого обрекает на муки и счастье, и мастер-классы иноземных знаменитостей; лекции о судьбах современной хореографии и открытые уроки балетного грима. Еще — круглый стол о том, как чувствует себя в российских широтах современный танец, вырвавшийся из подполья, и встречи с Дианой Вишнёвой (на сцене и в формате public talk), выступления западных танцевальных трупп, смотр работ молодых российских хореографов.

Один из главных посылов фестиваля, его ноу-хау — помочь отечественным хореографам, доказать, что современный танец в России существует и он достоин своего еще не появившегося Центра. Вот Диана и дает возможность четырем начинающим сочинителям проверить свои силы. Двоим выпадает счастливый билет: они получают стажировку в европейских компаниях.

На «Мастерской-2013» повезло Константину Кейхелю и Владимиру Варнаве. Вернувшись из Роттердама и Парижа, они предъявили свои работы — умные, грамотные, повзрослевшие. Заявки сегодняшних претендентов озадачили младенческой наивностью. Солистка Балета Бориса Эйфмана Елена Кузьмина попала на порочную стезю бесхитростной подражательности — тень Эйфмана маячит в каждой пластической фразе ее номера-реакции «на украинские события» (впрочем, любая военная метафора подошла бы). Екатерина Кислова из Театра-студии современной хореографии, которая уже заявила о себе ярким спектаклем по картинам Ван Гога, на сей раз вдохновилась пушкинской «Метелью» и перемудрила с образом женщины, завьюживающей жизнь — свою и окружающих. Лилия Бурдинская (руководитель центра современного танца «ByeBye Ballet») повела зрителей в «Лес», словно написанный кистью ребенка, где живые подвывающие деревья-люди в вязаных скафандрах блаженствуют и мучаются, общаются и желают быть услышанными. Солисту балета Большого театра Андрею Меркурьеву помог его богатый исполнительский багаж — в простодушной «Живой реальности» (хореограф призывает быть внимательными друг к другу) отражаются пластические парафразы отличных ролей, усвоенные способным телом артиста. В итоге на стажировку в тель-авивский Центр Сьюзан Деллаль отправится Меркурьев, а в одну из западных компаний попадет Бурдинская. Результаты их штудий увидим на следующий год.

Танец самой Вишнёвой стал наиболее яркой мелодией проекта. Азарт и любопытство давно вывели Диану на просторы новой хореографии, где она способна самое вялое течение превратить в Гольфстрим, наотмашь сметающий все рамки амплуа. К своим 38 годам она не утратила любви к потной балетной пахоте и регулярно появляется в столице с чем-то новеньким. За четыре дня «Контекста» непредсказуемая Диана представила три образа единой темы прощания. Личной премьерой стала миниатюра «Старик и я» Ханса ван Манена, в которой шуточное кокетливое заигрывание с мужчиной почтенных лет (Эрик Готье) оборачивается бездной серьезных разочарований и горьких обид. «Объект перемен» (хореографы Соль Леон и Пол Лайтфут посвятили спектакль памяти своей умершей подруги) Диана, как и в прошлый раз, станцевала с Андреем Меркурьевым. И если тогда героев снедало отчаяние и темперамент вырывался наружу, то сегодня страсти кипят внутри, а трагедия вырастает из трезвого взгляда на жизнь, обратной стороной которой всегда является смерть. Монолог «Убитый» в хореографии молодого Марко Геке, Диана исполнила впервые. Звучат песни Барбары, француженки, для которой пение было судьбой. Как для Дианы — танец, то ошеломляющий диким темпераментом, то покоряющий графической строгостью. Героиня мечется, снедаемая комплексами, и вдруг успокаивается в позах тихой гармонии. 

Gauthier DanceВ гости к Диане — а именно так, похоже, все и воспринимают приглашение на фестиваль — пожаловали несколько трупп с полноценными программами и исполнители отдельных номеров для гала-закрытия. Штутгардская компания Gauthier Dance — из числа неизвестных — показала работы нескольких авторов, классиков и начинающих, доказав, что современный танец может не только глубокомысленно рассуждать о смыслах бытия, но быть веселым, дразнящим, забавным. Гомерически смешное соло «Балет 101» придумал руководитель труппы Эрик Готье. Танцу аккомпанирует голос, произносящий числа, — под каждым номером зашифрована балетная позиция или па. Исполнитель быстро меняет позы, чья скороговорка вскрывает штампы классического танца, темп становится все быстрее, и, не справившись с положением под номером 100, тело артиста рассыпается на части — на сцене оказывается разобранный на руки-ноги-торс манекен. Итальянец Роберто Скафати спародировал поведение футболистов на поле, и каждое проявление эмоций игроков сопровождалось хохотом публики.

Высокий статус фестивалю обеспечил Нидерландский театр танца 2 (NDT 2) — одна из лучших европейских трупп, основанная Иржи Килианом, а сейчас руководимая Полом Лайтфутом и Соль Леон. Это молодежная команда, возраст танцовщиков не превышает 22 лет, но каждый из них суперпрофессионал, не знающий никаких движенческих преград, и ярчайшая индивидуальность. С горячностью юности они создают пестрый мир современного человека. Сложнейшие движения артисты щелкают как орехи — в четырехминутном дуэте «Ставни заперты», поставленном Соль Леон, танцовщики сверхвиртуозно и абсолютно синхронно визуализируют каждый ударный слог звучащего стихотворения поэтессы Гертруды Стайн.

«Ate9 dANCE cOMPANY»Танцевальная компания «Ate9 dANCE cOMPANY» со спектаклем «Из уст в уста» решила познакомить зрителей с модным направлением «гага», открытым израильским гуру Охадом Нахарином. Хореограф Даниэль Агами, работавшая у Нахарина, показала неведомый микст любительских фрагментов, решив не обращать внимание на форму и умения артистов. 

На заключительном гала проникновенно прозвучал нежный и жестокий дуэт Анжелена Прельжокажа из «Белоснежки» на музыку Малера и состоялось знакомство с немецкой труппой голландки Нанин Линнинг. Персонажи спектакля «Зеро» благодаря уникальному свету кажутся странными существами. Замедленная вязь движений способна ввести в транс, который, по мысли хореографа, наступает перед встречей с неотвратимым, когда воля и желания человека оказываются бессильны.

Фотографии предоставлены VISHNEVAFEST.RU


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть