Алексей Смирнов: «Выбираю человечность»

Анна ЧУЖКОВА

11.09.2014

?х прошедшего «Культура» поговорила с главным режиссером театра Алексеем Смирновым. 

культура: Удается осуществлять задуманное? 
Смирнов: Мы стараемся улучшить качество спектаклей. Две последние премьеры — «Волшебно кольцо» и «Кентервильское привидение» смотрели эксперты «Золотой маски». Надеемся попасть в номинацию. Начала меняться публика — даже по книге отзывов видно: там такие осмысленные оценки и рассуждения стали появляться. Раньше мы теряли зрителя, как только ему исполнялось пять. А сейчас к нам ходят и более взрослые дети — до двенадцати лет. 

К тому же появились новые формы взаимодействия. Ведь ребенку тяжело сидеть смирно и молчать, когда перед ним в куклы играют. Ориентируемся на открытость. Хочется, чтобы не только актеры воспринимали театр, как дом, но и зрители приходили сюда с открытыми сердцами. Провели первую интерактивную «Ночь в театре». Кстати, мероприятие состоится и в нынешнем сезоне. Второй год подряд организуем конкурс детских рисунков по мотивам спектаклей. А еще хотим сделать просветительский абонемент «Такой разный театр кукол».

культура: Что это означает?
Смирнов: Четыре встречи, посвященные разным системам кукол. Первая состоится в январе — «Вертеп», рождественское представление. Сейчас в труппу пришли новые поющие артисты, с ними это можно очень красиво сделать. Затем планшетные и тростевые куклы и, наконец, марионетки. Мы расскажем кое-что из истории, покажем фрагменты спектаклей. А потом зрители попробуют сами управлять и даже смастерить театральную куклу. 

культура: На сборе труппы говорилось, что ожидается очень напряженный сезон.
Смирнов: Начинаем играть спектакли по будним дням. Никогда так напряженно не трудились. Даем по три спектакля одновременно: один здесь, на Таганке, два — в области. Еще официально не открылся сезон, а мы уже выступаем и параллельно репетируем. Есть чувство жизни. Такое расписание приводит в тонус. А для театра это важно.

культура: Какой у вашего театра с 80-летней историей психологический возраст?
Смирнов: Около сорока. Замечательное чувство, когда ты не только хорошо умеешь, но еще и силы имеешь что-то делать. Нашим актерам в среднем 38 лет. Сейчас взяли в труппу выпускницу Санкт-Петербургской театральной академии. И для меня как будто книжный шкаф открыли. Там столько всего на полках! «Пеппи Длинныйчулок», например. Вообще сейчас сложно найти артиста. Приходят на прослушивания люди, плохо подготовленные. Поколение сменилось. Для молодежи театр — способ быстрого достижения славы.

культура: Не кукольный же!
Смирнов: В кукловождение зачастую идут те, кто слетел с драмы. И носят в себе комплекс неполноценности. В Советском Союзе нас учили во что-то верить: любить Ленина и не любить буржуев. А потом все перевернулось с ног на голову. И каждый стал искать для себя идеалы. Нынешнее поколение хочет славы. А я выбрал — человечность. И стараюсь, чтобы она в моих спектаклях всегда побеждала. Когда-то ставил «Человека в футляре» в Челябинском театре кукол, и Беликова сделал с хрустальной душой. Футляр ему нужен, чтобы не разбили. С темой изгоя любой сталкивается в жизни. Говорю вам, как педагог-психолог по первому образованию.

культура: Как Вы пришли в театр кукол? 
Смирнов: Долгая история. Я в школе и сам был «отверженным». Когда учился во втором классе, нахулиганил, поджег почтовый ящик директора. После этого меня родители долго не пускали гулять. Читал целыми днями. Тогда появилась любимая книжка — «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера. До сих пор мечтаю когда-нибудь ее поставить. В Рыбинске, откуда я родом, в то время работал летний лицей для детей, которые хотели заниматься чем-то другим. Там преодолел зажатость и выступил на театральном семинаре. Меня вмиг узнал весь лагерь и потом еще лет десять друзья называли Аполлоном — играл роль греческого бога. 

После этого «заболел» театром. Но родители, конечно, были против: что это за профессия такая? Так после школы я стал учиться на педагога-психолога. А потом все-таки поступил в театральное. 

культура: В этом сезоне Вы поставите в Московском областном театре кукол первый взрослый спектакль. Расскажите о нем. 
Смирнов: В следующем году 70-летие Победы. Премьера должна состояться 8 мая. Это будет постановка по Киру Булычеву — «Можно попросить Нину?». Ориентируемся на категорию «14+». Нравится, что рассказ не о войне и стрельбе — о людях. Такие постановки — всегда эксперимент и имеют резонанс. За свою карьеру поставил столько же детских спектаклей, сколько взрослых. Кстати, в этом сезоне выпустим помимо «Можно попросить Нину?» две премьеры для детей. К Новому году — «Солнышко и снежные человечки». А закончим сезон спектаклем по русской народной сказке «Царевна-лягушка» в инсценировке режиссера из Санкт-Петербурга Людмилы Федоровой.