Александр Шпагин: «Московское время остановилось»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

26.06.2013

В разгар ММКФ историк отечественного кино Александр Шпагин поделился с «Культурой» мыслями о новых российских картинах.

культура: Какую роль в кинопроцессе играют национальные фестивали?

Шпагин: У нас сложилась довольно странная ситуация. Критики не отслеживают российские фильмы вплоть до самого «Кинотавра». Затем ММКФ вносит коррективы в сформированный сочинским форумом топ-лист, и последующие национальные смотры практически ни на что не влияют. Например, получивший Гран-при прошлогоднего Выборгского фестиваля «Шоппинг-тур» Михаила Брашинского пролетел мимо проката. Та же судьба постигла «Блиндаж» Александра Горновского, имевшего успех на анапском «Киношоке» в том же году.

культура: Сколько заслуживающих внимания российских фильмов не попадает на большой экран?

Шпагин: Около пятнадцати процентов из года в год не замечают прокатчики, не видят зрители, не отслеживает пресса. Для фестивальных лент особенно драматично последнее обстоятельство. Даже если на сочинском смотре картину подвергают обструкции, переполох привлекает западных отборщиков. Так случилось с выдающимся «Портретом в сумерках»: недопонятая дома, режиссер Ангелина Никонова заработала международное признание и нашла деньги на следующий проект за рубежом. В этом году «Кинотавр» промахнулся, отвергнув «Иуду» Богатырева.

культура: Действие большинства картин 2013-го происходит в провинции. Тренд?

Шпагин: Про немосковскую жизнь нам пытались рассказать несколько лет назад Сигарев («Волчок», «Жить»), Хомерики («Сказка про темноту»), но непосредственного отношения к реальности эта неочернушная эстетская волна отношения не имела. Молодые авторы попытались создать фестивальный миф о провинции. Отчасти это удалось, но подобные картины, так же как и «Майор» Юрия Быкова, могли быть сняты 10-15 лет назад. Московское время остановилось, а страна за последние годы сильно изменилась. Единственная новая лента, имеющая непосредственное отношение к реальной жизни — «Географ глобус пропил». Трагикомедия Велединского — первое в новейшей истории нашего кино соединение экзистенциальной драмы, вроде «Утиной охоты» или «Полетов во сне и наяву», с пространством зрительской, данелиевской комедии. Скажем, с «Осенним марафоном». Это очень смешная картина с мыкающимся лирическим героем, современными диалогами и точно снятыми интимными эпизодами. Обычно эрос подают «по-советски» — с гарниром из склок и обид. На самом деле, наши современники относятся к сексу спокойно, буднично. Прокатчики буквально накинулись на «Географа». С их слов этот тренд будет успешней, чем разговорный хэппенинг «О чем говорят мужчины».

В «Диалогах» Ирины Волковой социальная реальность отражена в пяти эпизодах. В каждом пара персонажей пытается друг друга понять, о чем-то договориться. Сегодня опасно быть «козлом», человеком, напрягающим компанию. Возникает характерная ситуация: днем все милы и предупредительны, а ночью накопленное раздражение выливается в интернет-свары, проклятия в адрес власти. Внешне социальное пространство выглядит приглаженным; Волкова показывает его проблемность, зыбкость, взрывоопасность. Актерские пары сыграны великолепно, особенно трогателен Меньшов в роли страдающего провалами памяти старика.

культура: Позднее советское кино активно исследовало проблему некоммуникабельности социума.

Шпагин: Да, особенно в 80-е. Но тогда все жили в состоянии тотального хамства — в транспорте, дома, на работе. «Родня», «Гараж» это точно передают.

культура: Каково, на Ваш взгляд, главное русское открытие ММКФ?

Шпагин: Алексей Шевченков — интеллектуальный актер с невероятной палитрой. Как никто другой он способен прожить муку и боль — от его игры я дважды прослезился. Уверен, приз «За лучшую мужскую роль» достанется ему. «Иуда» — философская притча о том, что нельзя бесконечно искать идеал. Бог рядом — надо только его увидеть. Общий уровень премьер 2013 года довольно высок. Даже досадные провалы — «В ожидании моря» Худойназарова, «Иван сын Амира» Панфилова — подкупают авторской искренностью, сильной операторской работой и актерской игрой. «Роль», на мой взгляд, не вполне удалась, хотя Максим Суханов как всегда великолепен и Лопушанский остается выдающимся режиссером.

культура: А «Жажда» Тюрина?

Шпагин: Хотели сделать бессюжетную экзистенциальную драму о судьбе опаленного войной юноши. Подвела драматургия, но режиссура, актеры — на уровне. Юсуп Разыков поднял планку — снял прекрасный «Стыд» про гибель «Курска». Фактически 56-летний постановщик родился заново и создал уникальный мир, наполненный достоевской образностью. «Небесным женам луговых мари» Федорченко не хватило звягинской, параджановской поэтики. Сочинский приз за операторскую работу в этом случае выглядел неубедительно. Вообще, у нас мало операторов, способных переиграть среднего постановщика. Но, например, Владимир Климов и ранний Юрий Елхов, работавший у Рубинчика и Нечаева, парили над любым проектом. В 2012 году Климов фактически выступил соавтором режиссера Анны Чернаковой в экранизации сценария Адебашьяна «Собачий рай». Все утверждают — это прекрасная работа, и я горжусь тем, что лично порекомендовал его Анне.