Федор Черенков: «В огромной стране не можем найти одиннадцать игроков»

Дмитрий ЕФАНОВ

24.07.2014

25 июля легендарному полузащитнику «Спартака» и сборной СССР Федору Черенкову исполняется 55 лет. В 80-е многие приходили на стадионы исключительно ради возможности увидеть на поле лучшего футбольного «дирижера» страны. Федора любят и уважают все болельщики, вне зависимости от клубных пристрастий. Накануне юбилея народный футболист ответил на вопросы «Культуры».

культура: Какой из дней рождения чаще всего вспоминаете?
Черенков: В юные годы эта дата воспринималась более празднично... Запомнился 1979-й, когда мне на двадцатилетие подарили огромный торт в виде футбольного поля, а ворота были из шоколада. Пять лет назад отметили юбилей на поле, это мне больше по душе, чем шумные застолья. 

культура: В детстве мечтали стать великим игроком, представляли, как Вам будут аплодировать тысячи болельщиков?
Черенков: Тогда об этом не думал. Просто любил гонять мяч с друзьями. Летом пропадал во дворе от рассвета до заката. Играл за команду ЖЭКа на турнире «Кожаный мяч», там меня и заметили представители спортивного клуба «Кунцево». Через два года перебрался в юношескую школу «Спартака», где тренером работал олимпийский чемпион Мельбурна Анатолий Масленкин. Мы слушали его, открыв рот, и ловили каждое слово.

культура: Получить напутствие от патриарха «Спартака» Николая Старостина мечтал каждый воспитанник клуба?
Черенков: Николай Петрович приезжал, когда наш год выпускали из ДЮСШ. Расспрашивал о жизни, семье. Пригласил в дублирующий состав, который только начали формировать после вылета «красно-белых» из Высшей лиги. На дворе был 1977-й, а уже спустя полтора года меня стали подключать к играм за основную команду.

культура: Как прошло знакомство с грозным тренером «Спартака» Константином Бесковым?
Черенков: Плохо помню. На тренировку заявилось человек пятьдесят, все хотели проявить себя. Я особенно не выделялся, но и не оплошал.

культура: Бесков сразу поверил в Ваш футбольный талант?
Черенков: Я был худенький, но тренер вселял уверенность, говорил, что могу играть на высшем уровне. Очень повезло, что меня Бесков заметил. На каждую тренировку я бежал с радостью. В игре тренер позволял больше, чем остальным, разрешал импровизировать. От такого футбола получал большое удовольствие. 

культура: Соперники часто играли жестоко. Не хотелось ответить?
Черенков: Был полностью поглощен игрой, старался не замечать грубости. Только когда сбивали, лежал и думал: это же нарушение правил. 

культура: В 80-е во время зарубежных выездов спортсмены по полной программе отоваривались в магазинах, но Вы были к этому равнодушны. Почему?
Черенков: Подобные вещи никогда не интересовали. Конечно, хотелось хорошо одеваться, но для этого не требовалось часами пропадать в магазинах. На первом месте всегда был футбол, а все остальное — не более чем гарнир к основному блюду. 

культура: Есть эпизоды в карьере, которые бы хотелось изменить, будь на то Ваша воля?
Черенков: Не думаю. В футболке «Спартака» провел лучшие годы жизни, получал удовольствие от игры, тренировочного процесса. Cкорее, жалею, что в то время не мог регулярно ходить в церковь, ведь это не поощрялось. 

культура: Вы следили за недавно завершившимся в Бразилии чемпионатом мира? Какие впечатления?
Черенков: Переживал за нашу команду, которая снова не вышла из группы, но это футбол. Времена, когда мы выигрывали чемпионаты Европы и Олимпийские игры, давно прошли. Огорчает, что не можем в огромной стране найти одиннадцать игроков и одного тренера. Надо приглашать меньше посредственных иностранцев, делать ставку на своих. Через четыре года мундиаль пройдет в России, хочется верить, что к тому моменту ситуация изменится. 


ЦИТАТА В ТЕМУ

«Черенков — футбольный гений. Не обладая серьезными физическими данными, смог стать выдающимся футболистом. Федя понимал и читал игру лучше коллег. Но никогда не «рисовался», не кичился своим превосходством. В памяти всплывает эпизод, когда Черенков легко оставил за спиной двух защитников, вратарь уже приготовился отражать удар, но неожиданно последовал изящный пас пяткой на партнера, и тот закатил мяч в пустые ворота. В этом весь Федя, он не тянул одеяло на себя, просто творил на поле. Некоторые считали его медлительным — ошибочное мнение. Его болельщики всех команд любили. На прощальном матче динамовские фанаты бросали с трибун цветы и плакали. Федора обожают все без исключения, и в этом он тоже уникален».

Экс-тренер московского «Спартака» и сборной России Олег Романцев