Олег Митяев: «Сегодня Пушкин нуждается в пиаре»

08.06.2013

Денис БОЧАРОВ

Известный российский бард выпустил книгу, в которую, по его собственному ироничному выражению, вошло все лучшее, что он «написал, спел и своровал» за последние десять лет. В роскошно изданном томе «Песни. Книга третья» читатели обнаружат не только стихи и ноты, но также воспоминания о встречах с Булатом Окуджавой, Григорием Гориным, Леонидом Филатовым, Михаилом Евдокимовым...

Одновременно с этим изданием в Германии вышла книга «Я учусь у облаков». В ней собраны переводы самых известных песен Митяева на немецкий язык. Корреспондент «Культуры» пообщался с артистом в одном из московских ресторанчиков.

культура: Вашу «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» я впервые услышал при обстоятельствах, стопроцентно отвечающих настроению, заданному этой песней. Мне тогда было девять лет, проводил лето в пионерском лагере. Пошли с отрядом в мини-поход, и как-то вечером вожатая у костра под гитару спела эту вещицу. Я ее сразу запомнил, хотя не знал, кто автор — выяснил много позднее, уже учась в университете. Афиша гласила: «Концерт Олега Митяева, автора песни «Как здорово...» Возможен ли сегодня Ваш концерт без хрестоматийного «Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно»?

Митяев: Не пробовал. Но хорошо, что она есть. Люди мне часто говорят про две любимые песни из моего репертуара, и в отношении второй всегда есть разночтения. Однако «Изгиб гитары желтой» для большинства является неизменным фаворитом. Когда она стала широко известна, лет тридцать назад — хотя написал ее еще в 78-м — невольно поймал себя на мысли: неужели это будет моя главная песня, я же ведь только начал сочинять? Но получается так: что бы впоследствии ни создал, в какие бы дебри ни углублялся, как бы ни подпрыгивал, — все равно по степени известности с «Как здорово...» ничто сравниться не может.

культура: Вас это не раздражает?

Митяев: Нет. Меня вообще мало что раздражает в моей частной жизни. Мне не дает покоя другое — более глобальное. Вопросы образования и воспитания, которые в нашей стране, увы, далеко не всегда решаются должным образом. А ведь это ключ к решению всех проблем: будь то в промышленности, культуре или в сфере ЖКХ. Образование должно стать нашей национальной идеей. Очевидно же, что лучшие представители общества должны заниматься воспитанием наших детей. Но недавно с горечью отметил: худшие люди этому всячески препятствуют.

культура: Вы про пресловутый ЕГЭ?

Митяев: В том числе. Если бы мы личность учителя возвели в должную степень, и он стал самым уважаемым членом общества (каковым и должен являться), то никакого ЕГЭ не нужно. Мне всегда казалось, что с годами все должно улучшаться, а у нас, по крайней мере в этой сфере, положение вещей с течением времени становится более плачевным. Настоящих Учителей надо носить на руках — для того, чтобы преподаватели воспитывали преподавателей. С детских лет привык думать: дескать, есть взрослые — они все решат, им виднее. Но сейчас мне уже 57, и порой ловлю себя на мысли: если я, с тремя образованиями, не понимаю, что происходит в стране, какая у нас генеральная линия, цели и задачи, то кто тогда понимает? Нет никакой идеологии — как же мы живем? Раньше строили коммунизм, и, даже если порой шли не туда, все равно двигались сплоченно. Была потрясающая пионерская организация — сегодня детям ничего взамен не предложено. Или, скажем, армия: если мы наладим воспитательный процесс, то получим людей, готовых защищать нас в любой ситуации. Так что, как ни крути, все упирается в образование.

культура: Раньше нам песня строить и жить помогала. А какова ее функция в современном обществе?

Митяев: Все, к сожалению, зависит от песни. Почему — к сожалению? Потому что далеко не всегда звучат нужные и правильные. Расскажу такую историю. Мы с Вениамином Смеховым решили записать альбом на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Идея была такая: чтение должно перемежаться музыкой. Но кто же напишет ее? Предложили Давиду Тухманову. Он долго отказывался, но в итоге согласился. Мы записали литературно-музыкальную композицию, а один из ведущих клипмейкеров страны снял замечательный ролик. Но ни один телевизионный канал этот клип в свою ротацию не поставил. Обратились к известному музыкальному менеджеру Юрию Аксюте, он знал о том, что мы готовим пушкинскую программу. Причем информационный повод был идеальный: отмечался 210-летний юбилей Александра Сергеевича. Ответ Аксюты прозвучал примерно так: «Какой Пушкин?! У нас «Евровидение» на носу!»

Как сказал Юрий Визбор:

Все на продажу понеслось,

И что продать —
увы, нашлось:

В цене все то, что удалось,

И спрос не сходит
на интриги.

Это было написано тридцать лет назад, Юрий Иосифович как в воду глядел. Мы живем словно инстинктами, а должны ведь как-то развиваться. Чтобы набрать в поисковике слово «Пушкин», надо иметь соответствующую подготовку — в не обремененную знаниями голову эта мысль не придет. Дабы получать удовольствие от великой поэзии, надо быть начитанным человеком. А можно прийти к наслаждению другим путем: хлопнуть полстакана водки — и ты в нирване. Сегодня такое время, когда Пушкин нуждается в пиаре.

культура: Вы упомянули про «Евровидение». А нет ли ощущения, что знаменитый некогда Грушинский фестиваль — это своего рода «Евровидение» по-бардовски?

Митяев: Тут есть небольшая разница. Грушинский фестиваль никто не видит и не слышит. Он в известной мере утратил свой вес не столько потому, что не предлагает новых хороших песен и имен, сколько из-за отсутствия освещения в средствах массовой информации. Раньше хоть какой-то репортаж с места событий, а теперь — молчок. Возможно, это делается умышленно: для того, чтобы народ обыдлел. У нас ведь как: с одной стороны, «Евровидение», а с другой — классическая музыка, которую можно услышать лишь на одном канале. Однако между этими формами искусства — колоссальная пропасть. Искренне наслаждаться классикой дано не каждому. И, прежде чем достичь такого уровня, надо для начала послушать бардовские песни. Александр Мирзаян, который пишет докторскую диссертацию, посвященную авторской песне, сказал, что страной должны управлять государь и поэт. Но надо сделать так, чтобы поэта — человека, умеющего формулировать мысли и идеи, — услышал народ.

культура: Кем сегодня ощущает себя Олег Митяев — по-прежнему хранителем бардовских традиций или эдаким эстрадным мэтром?

Митяев: Видите ли, у меня нет необходимости как-то себя идентифицировать, причислять к какому бы то ни было течению. В известной мере я это делаю специально. Иногда задумываюсь: ну не дурак ли, когда отказываюсь от предложений Первого канала принять участие в той или иной передаче? Но все эти реалити-шоу с привлечением известных людей — не по мне. Другое дело, если просят выступить с песнями, стараюсь на подобные предложения откликаться.

культура: «Лето — это маленькая жизнь», «Крепитесь люди, скоро лето!», «Подойди к окошку летнему»... Любимое время года?

Митяев: Всегда говорил, что мне очень нравятся лето, осень, зима и весна. Мне все времена года по душе.

культура: Какая музыка Вам нравится?

Митяев: Очень нравятся песни с хорошими словами. Однако равняться надо на таких исполнителей, которые пишут замечательную музыку на настоящую поэзию: братья Мищуки и Сергей Никитин. Достичь такого уровня, добиться гармонии между мелодией и текстом, крайне сложно. А из тех, кто все пишет сам, Иващенко и Васильев для меня — номер один, не буду скрывать. Однажды, году в 87-м, они приехали на Грушинский, их еще мало кто знал. Выступить им тогда не удалось, но после мероприятия я всю ночь водил ребят от костра к костру, и народ просто валился от восторга. Если бы они сыграли на самом фестивале, уверен, всех бы победили.

культура: Вы окончили Челябинский институт физической культуры. Спортивное образование помогает в жизни?

Митяев: Нет, скорее, постоянно терзает мою совесть. Потому что я как специалист особенно четко понимаю, насколько вредно не заниматься физкультурой...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть