Протоиерей Всеволод Чаплин: «Нужно слушать голос русского народа»

Михаил ТЮРЕНКОВ

24.05.2013

20 лет назад, с 26 по 28 мая 1993 года, в московском Свято-Даниловом монастыре состоялся I Всемирный русский народный собор. Этот общественный форум и сегодня объединяет представителей всех традиционных религий и основных политических сил России. О том, в каких условиях создавался Собор, какие цели перед ним ставились и что удалось за эти годы, «Культуре» рассказал заместитель главы ВРНС, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

культура: Всемирный русский народный собор появился в то время, когда в России слово «русский» было словно под негласным запретом, а сам наш народ достиг высшей точки разобщения. Но неожиданно под эгидой Церкви возник столь грандиозный объединяющий проект. Расскажите, как это было?

отец Всеволод: Святейший Патриарх Кирилл, в то время возглавлявший Отдел внешних церковных связей в сане митрополита, в мае 1993 года собрал нескольких представителей российской общественной мысли, в том числе председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева и вашего покорного слугу. Всем нам было задано несколько простых вопросов. В частности, если татары, буряты, евреи и другие народы, населяющие Россию, имеют свои глобальные национальные форумы, организации, то почему такой организации не может быть у русского народа? Мысль была очень смелая. Темы, которые стал поднимать Собор, тоже не добавляли его участникам спокойной жизни, было много критики, немало нашептываний в органах власти. Тем не менее Собор пошел своим путем — путем постановки сложных общественных вопросов и поиска спокойного, разумного, созвучного чаяниям народа ответа на них. Все эти двадцать лет было нелегко, как нелегко и сейчас, потому что и сегодня немало людей, которые хотели бы через окрики в интернете, через доносы заставить ВРНС замолчать. Но все мы видим, что из многих общественных организаций лишь несколько пережили 20-летний период. И в частности, наш Собор. А это говорит о том, что он прошел проверку временем.

культура: Каковы были первые задачи Собора? Что удалось решить за эти два десятилетия и какие новые вопросы возникли?

отец Всеволод: В первую очередь, надо было услышать голос русского народа по основным вопросам жизни страны: экономическим, национальным, а также наладить диалог политических сил в условиях их жесточайшего разделения, завершившегося трагедией октября 1993-го. И я считаю, что в итоге нам это удалось сделать. Ведь не случайно в свое время именно наш Собор стал одной из центральных площадок, где встречались и получали возможность вести диалог разные политические силы, в том числе, казалось бы, непримиримые оппоненты. Так, например, в 1998 году, в условиях жесткого политического кризиса, в рамках Всемирного русского народного собора прошла встреча представителей власти и оппозиции «Россия: путь к спасению». Это помогло снизить градус напряжения.

Сегодня острых тем тоже немало, прежде всего, это межнациональные отношения. И я благодарю Бога за то, что нам удается общаться с представителями самых разных общественных слоев: от интеллигенции до футбольных фанатов, от представителей северокавказских народов до жителей русской глубинки. И видишь, что основную часть общества волнуют не интернет-дискуссии, а жесткая реальность межнациональных отношений, перекликающихся с отношениями социальными. Это вопрос номер один для подлинно активной части общества — не в виртуальной, а в реальной жизни.

культура: Всемирный русский народный собор объемлет представителей различных конфессий, различных народов, политических сил. И все-таки за эти годы сложилась некая соборная идеология, первая основа — традиционные ценности, объединяющие всех представителей традиционных конфессий и при этом идеал социальной справедливости.

отец Всеволод: Конечно, ВРНС — это не tabula rasa в идеологическом смысле, не полностью нейтральная площадка. У Собора есть свои ценности, они разделяются основными, традиционными для России религиозными общинами, представители которых регулярно участвуют в нашей работе. Хочется надеяться, что эти принципы будут поддержаны и основными политическими силами, хотя известно, что для некоторых сил одна часть ценностей более актуальна и близка, другая менее… Но очень важно, например, говорить в современном обществе о справедливости. В первые постсоветские годы считалось, что личная свобода и самореализация важнее, чем соотнесение себя с другими членами общества и обществом в целом. Сейчас же практически для всех, даже для представителей либерального крыла, очевидно, что без социальной справедливости не может быть ни свободы, ни гармоничного общества как такового.

культура: Известно, что ВРНС представлен в ООН.

отец Всеволод: Представителем ВРНС при ООН в Нью-Йорке является протоиерей Георгий Рощин, также наш представитель есть и в Женеве — протоиерей Михаил Гундяев. Они участвуют в мероприятиях мирового сообщества, озвучивают позицию Собора по разным вопросам. Считаю эту работу очень важной, потому что мир сегодня готов услышать послание русской цивилизации, и это послание нужно громко, ясно, спокойно, с достоинством провозглашать.

культура: Какие проекты Собора реализуются сегодня?

отец Всеволод: 29 мая мы проводим конференцию, посвященную философу Ивану Ильину. Также ведем работу над концептуальными документами по межнациональным отношениям, по глобальной экономике. Действует дискуссионный клуб. В ежедневном режиме работает правозащитный центр. Так, недавно к нам обратились жители ряда регионов, озабоченные планами поднять уровень Чебоксарского водохранилища. Их позиция поддержана властями Марий Эл и Нижегородской области — только на днях получил соответствующее письмо от губернатора Шанцева. Будем по этому поводу ходатайствовать перед федеральными властями.