Григорович приглашает дам

Елена ФЕДОРЕНКО

22.05.2014

Легендарная сцена Большого театра готовится к 22-й церемонии вручения приза «Бенуа де ла данс» (Benois de la danse).

Переоценить значение этого приза, учрежденного Международным союзом деятелей хореографии во главе с Юрием Григоровичем и взятого под патронат ЮНЕСКО, невозможно: он появился в годы, когда в России только узкий круг профессионалов знал (чаще всего опосредованно) о том, что происходит с танцем на Западе. Концерты «Бенуа» показывали мир балета во всем его многообразии, их полюбили — искренне и преданно. Награда вручается за работы предшествующего календарного года. 

Проходит Benois de la danse неизменно весной и в формате двух вечеров. В первый (на сей раз это будет 27 мая) объявляются лауреаты, танцуют и они, и номинанты. Во втором гала выступают победители прошлых лет. Артистический директор международного хореографического приза Benois de la danse Нина КУДРЯВЦЕВА-ЛУРИ ответила на вопросы «Культуры».

культура: Под неизменным председательством Юрия Григоровича в нынешнем жюри — только дамы. Случайно ли?
Кудрявцева-Лури: Удалось осуществить давнюю мечту: собрать жюри из блистательных представительниц нашей профессии. Каждая из них — звезда первой величины. Единственное исключение — американка Беверли д’Анн. Она начинала служить в балете АБТ (Американский театр балета. — «Культура»), из-за травмы ей пришлось уйти со сцены. Более трех десятилетий Беверли возглавляла департамент хореографии комитета по культуре штата Нью-Йорк и многое сделала для развития танца не только в столице, но и в небольших городах. В жюри — легендарные балерины: Карла Фраччи — украшение «Ла Скала», Ана Лагуна — супруга и муза Матса Эка, Габриэла Комлева — прима Мариинского театра. Сегодня они — известные педагоги, руководители, балетмейстеры-репетиторы. Аньес Летестю — этуаль Парижской оперы, недавно завершила танцевальный путь, успешно занимается сценическим костюмом, и ее талант художника ничуть не меньше, чем талант танцовщицы. Среди арбитров две известные балерины — руководители театров. Мадлен Онне — звезда Шведской королевской оперы — уже пять лет возглавляет «Балет Гонконга», и труппа выросла на глазах. Балет театра «Колон» в Буэнос-Айресе тоже получил мощное развитие благодаря Лидии Сеньи, ранее выступавшей в разных европейских и американских компаниях, одним из ее партнеров был Рудольф Нуреев. 

культура: Жюри каждый год меняется. Нет опасений, что скоро звезд, не охваченных Benois de la danse, не останется?
Кудрявцева-Лури: К счастью, балет — профессия молодых. Завершая исполнительскую карьеру, большинство с родным искусством не порывает. Есть признанные мастера и среди тех, кто еще танцует. Так что источник не иссякает — смена поколений.

культура: Система, при которой каждый член жюри предлагает своих номинантов, себя оправдывает? 
Кудрявцева-Лури: Нам она кажется прозрачной и честной. Уважаемые персоны называют кандидатов, а потом дело жюри определить лауреатов. Каждый год известно, кто конкретно стоит и за выбором номинантов, и за окончательным решением.  

культура: Предлагают танцовщиков из своих театров, ведь так?
Кудрявцева-Лури: Бывает, но далеко не всегда. Потому жюри и должно каждый год меняться — для широты охвата.

культура: В нынешнем «Бенуа» предусмотрены только три постоянные номинации: «Хореограф», «Танцовщица» и «Танцовщик»...
Кудрявцева-Лури: Еще будет вручен приз «За жизнь в искусстве», но номинантов мы не объявляем до решения жюри. 

культура: Представьте соискателей, пожалуйста. 
Кудрявцева-Лури: Хореографов четверо. Патрик де Бана номинирован за одноактный бессюжетный балет «Игры ветра» на музыку Чайковского в Венской опере. В Буэнос-Айресе в театре Сан-Мартин появилась «Песнь земли» на музыку Малера, ее хореограф Маурисио Вайнрот — тоже претендент. Поспорит с ними и Фэй Бо из Национального балета Китая. «Болеро» Равеля в его прочтении начинается и заканчивается танцами без музыки. Алексей Ратманский выдвинут за «Трилогию» на музыку Шостаковича и балет «Буря» на музыку Сибелиуса, осуществленные в АБТ. 

Среди танцовщиц — новая мариинская Кармен Виктория Терешкина. Ли Юу Яо («Балет Гонконга») представила героиню оперетты «Веселая вдова» в балете. Полина Семионова, поменявшая Берлинскую оперу на Американский театр балета, активно осваивает репертуар и номинирована за несколько ролей, как и американка Эшли Боудер из «Нью-Йорк сити балле». В гала Эшли будет танцевать с солистом Большого театра Семеном Чудиным. Необычную героиню «Золушки» по имени Грета покажет Надя Мюзика (театр «Колон») — балет поставлен Занеллой на музыку Штрауса. Я с нетерпением жду выступления Марико Кидо — ведущая солистка Шведского королевского балета номинирована за главную партию в нашумевшей премьере Матса Эка «Джульетта и Ромео» на музыку Чайковского. Молодые солисты Парижской оперы Лора Эке и Одрик Безар в прошлом сезоне станцевали «Спящую красавицу» в редакции Нуреева и произвели большое впечатление. Также за партии в классических балетах в шорт-лист «Лучший танцовщик» попали победитель московского Международного конкурса Тимур Аскеров (Мариинский театр) и Хуан Пабло Ледо из театра «Колон». Солист «Ла Скала» Клаудио Ковьелло пополнил число блистательных исполнителей роли Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» Ролана Пети.  

В числе соискателей награды Никлас Эк — старший брат знаменитого хореографа. Для него, 70-летнего танцовщика, Матс Эк в «Джульетте и Ромео» создал роль принца Фюрстена (аналог привычного нам Герцога), который пытается вразумить веронцев. Харизматик и виртуоз Герман Корнехо отмечен за несколько работ, в том числе за офф-бродвейский спектакль «Шери» по роману Колетт. Там три героя: молодой человек Шери, его любовница, которой за пятьдесят, и его мама. Она, драматическая актриса, рассказывает историю, а Корнехо и Алесандра Ферри замечательно ее танцуют. Неизвестно, приедет ли в Москву сам соискатель, потому что на конец мая в АБТ запланирован насыщенный репертуар. Шень Цзе из «Балета Гонконга» выдвинут за партию в оригинальном спектакле «Сон о красной комнате». В Москве же он покажет небольшой фрагмент из «Кастратов» Начо Дуато. Спектакль на меня произвел очень сильное впечатление. 

культура: Почему среди соискателей нет артистов Большого театра? 
Кудрявцева-Лури: А почему они должны быть каждый год? 

культура: Хотя бы потому, что жюри возглавляет Юрий Григорович.
Кудрявцева-Лури: Юрий Николаевич редко кого-то номинирует. Видимо, не хочет давить своим авторитетом. Надо сказать, все члены жюри с удивлением отмечают демократичность заседаний. Солист Большого театра, однако, будет участвовать в событии. Дэвид Холберг получит приз, присужденный ему раньше, и, конечно, станцует в гала. 

культура: Церемония награждения всегда полна сюрпризов. Ждать ли их на втором гала?
Кудрявцева-Лури: В прошлом году на гала «Звезды Бенуа де ла данс — лауреаты разных лет» мы показали целиком спектакль Рассела Малифанта, поставленный для Сильви Гиллем. Опыт показался интересным, но нового балета с небольшим составом танцовщиков мы не нашли. Однако в процессе поисков сложилась тема первого отделения — «Вдохновленные Дягилевым». Его составили три произведения: классическое «Видение розы» Михаила Фокина в исполнении молодых звезд «Ла Скала»; Le Badinage на музыку «Весны священной» Стравинского (этот балет был открыт дягилевской антрепризой) — в стиле фламенко и «Фавн» Сиди Ларби Шеркауи — тема тоже связана с деятельностью великого импресарио. Во втором отделении будет Бурнонвиль в исполнении прошлогоднего лауреата Албана Лендорфа из Датского Королевского балета с партнершей; любимица публики Люсия Лакарра впервые в Москве станцует с Марлоном Дино Три Прелюда Рахманинова в постановке Бена Стивенсона; Боудер с Чудиным представят «Па-де-де» Баланчина на музыку Чайковского. Катя Вюнше — теперь она прима балета Цюриха — исполнит фрагмент из «Ромео и Джульетты» в постановке Кристиана Шпука. Так что шекспировские герои предстанут в разных трактовках. Мариинские солисты Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев исполнят фрагмент из балета «Инфра» Макгрегора, за который автор получил приз пять лет назад. Недавно на премьере «Инфры» в Мариинке британскому хореографу вручили долгожданную статуэтку «Бенуа». 

культура: Члены жюри смотрят номинантов по видео. Но ведь живой спектакль и запись — это разные впечатления. 
Кудрявцева-Лури: Все в одинаковом положении и все — профессионалы. Знаете, часто после просмотра члены жюри меняют мнение и голосуют не за того, кого сами же выдвигали.

культура: Сборы от вечеров вновь составят материальную помощь ветеранам балета?
Кудрявцева-Лури: Конечно. Деньги вручаются ветеранам из рук в руки, не проходя ни через какие фонды. Старейшие коллективы дают нам список наиболее нуждающихся, мы их приглашаем на чаепитие. Встречи в Атриуме Большого театра бесконечно трогательны. Приходят одноклассники, которые не виделись много лет, или коллеги по театру, расставшиеся после оформления пенсии. Трудно сдержать слезы. Жаль, что этот профиль «Бенуа» совсем не привлекает журналистов.

культура: Состоится ли Молодежный проект «Бенуа»?
Кудрявцева-Лури: Концерт «Будущие звезды Benois de la danse — молодые солисты Большого театра» мы сделали для Леньяго, маленького городка на севере Италии, где родился Сальери. Как сказал мой сын: «Я в этом городе не пойду пить вино»... Гала получился интересным. Как всегда, старались показать весь путь развития балета и познакомить зрителей с новыми яркими именами. Мы не забыли эту идею, но пока нам не удается найти партнеров — театры, в которые мы обращались, не проявили заинтересованности в продвижении своих молодых артистов.