Александр Мальцев: «Канадцы не верили, что я отказываюсь от четырех миллионов»

Олег ИВАНОВ

18.04.2014

20 апреля лучшему бомбардиру в истории советской хоккейной сборной Александру Мальцеву исполнится 65 лет. На протяжении клубной карьеры легендарный форвард был верен московскому «Динамо», цвета которого защищал семнадцать лет, но так и не смог выиграть чемпионат страны. Медальный голод Мальцев утолял в составе национальной сборной, став двукратным победителем Олимпийских игр и девятикратным чемпионом мира.

В последние годы Александр Николаевич редко выбирается в столицу, предпочитая большую часть времени проводить в загородном доме в Апрелевке. В Москве его можно увидеть только на матчах родного «Динамо», которое непривычно рано выбыло из борьбы за Кубок Гагарина, досрочно сложив чемпионские полномочия.

культура: В этом году больше не будет повода посетить столицу?
Мальцев: Приезжал только ради хоккея. У меня отличный дом, где можно жить круглогодично. А что в Москве? Пробки, море людей. За руль сажусь редко, если выбираюсь, то с водителем, хотя раньше постоянно ездил сам. В советское время «Волги» менял каждый год. На первой был номер 00-38. В честь Петровки, 38, — я же динамовец (улыбается). Был у меня и талон — «без права проверки документов». C ним год катался, даже водительское удостоверение не брал.

культура: Ваш друг Валерий Харламов тоже любил автомобили. Помните последнюю встречу с ним?
Мальцев: Виделись накануне отъезда на Кубок Канады-81, ведь на сборах жили в одном номере. Никто не сомневался, что Харламов поедет с командой в Северную Америку, поэтому, когда Тихонов его отцепил, все были в шоке. Я не сильно удивился. Между ними что-то произошло в Италии, где ЦСКА играл в Кубке чемпионов. Когда вернулись, Валера говорил: «Чувствую, Тихон на Кубок Канады не возьмет». Хотите подробностей, спросите у Тихонова.

культура: Нечто подобное Вы пережили спустя три года, когда были исключены из сборной перед Олимпиадой в Сараево. Что произошло? 
Мальцев: Не пришли к согласию с тренерским штабом. Мне было далеко за тридцать, опыта — хоть отбавляй. Не понимал, зачем нужно тренироваться с молодняком, тем более, что к подготовке привлекли 60 игроков. Тихонову прямо заявил: «Виктор Васильевич, Вы сказали, что мы профессионалы. Давайте я пока с «Динамо» буду заниматься». После этих слов моя карьера в сборной закончилась. Не спасло даже звание лучшего нападающего, которое получал три месяца подряд. 

культура: Суперсерия-72 навсегда вписана золотыми буквами в летопись мирового спорта. В Канаде советская дружина произвела фурор. Почему не удалось довести дело до победы в домашних поединках серии?
Мальцев: Перед встречами в Северной Америке месяц безвылазно сидели на базе — готовились. Когда вернулись в Москву, начальство решило устроить выходные. Я на пять дней с друзьями в Сочи махнул. Причем забыл дома паспорт. Но меня в самолет и без него пустили. Можете сегодня такое представить? Готовиться стали за три дня до возобновления серии, отсюда и результат...

культура: Тем не менее, это не остудило горячие головы канадских менеджеров, которые пытались переманить многих советских хоккеистов в НХЛ. Наверняка получали подобное предложение? 
Мальцев: Получал. И ответил: «Если уеду — народ не поймет». Харламов то же самое сказал. У канадцев от этих слов глаза на лоб полезли, они не понимали, как можно от семизначных сумм отказываться. Мне четыре миллиона «зеленых» предлагали. Даже по нынешним временам — деньги огромные. 

культура: С Харламовым много времени проводили?
Мальцев: Не то слово! Валерка был компанейский парень. Однажды на спор волосы отращивали. Когда стали ниже плеч, решил: пора остановиться. После этого наперегонки в парикмахерскую ринулись. Еще был случай, когда Харламов по примеру Шерлока Холмса раздал мальчишкам мелочь и отправил их по городу меня искать. 

культура: Нашли?
Мальцев: Конечно. Валерка знал, в каком я ресторане буду (cмеется). Если серьезно, то по таким заведениям особо времени не было ходить.  

культура: С кем дружили, кроме хоккеистов?
Мальцев: Плотно общался с Левой Лещенко, актерами Дуровым и Леоновым, а дружил с космонавтом Германом Титовым. Он рассказывал, что первым в космос должен был лететь, но родители «подвели» — интеллигенция. Поэтому отправили Гагарина, простого парня из рабочей семьи. К слову, о Юре ничего плохого не скажу — добрый, открытый человек. 

культура: В ЦСКА приглашали?
Мальцев: Зачем? Понимали, что бесполезно. В динамовской структуре дослужился до полковника. Китель мой сейчас в музее КГБ находится, хотя сам я там никогда не был. 

культура: Известно, что Юрий Андропов к вам тепло относился...
Мальцев: Практически по-отцовски. На правах капитана «Динамо» всегда мог прийти к Андропову попросить за ребят. Пробивал квартиры, машины. 

культура: В Вашей жизни была ситуация, из-за которой страна могла лишиться хоккеиста Мальцева?
Мальцев: Было дело. Помимо хоккея, здорово играл в футбол. Однажды на сборах в Новогорске рубились с дублерами футбольного клуба. Я себя хорошо проявил, и тренер главной команды Константин Бесков захотел переманить меня. Спустя некоторое время вызвали в кабинет к председателю МГС «Динамо» Дерюгину, где кроме него находились Бесков и главный тренер хоккейного «Динамо» Аркадий Чернышев. Между ними разгорелся спор, которому я положил конец словами: «Извините, кто меня первым в «Динамо» позвал? Аркадий Иванович. У него и остаюсь». 

Вообще о Чернышеве могу сказать много теплых слов — лучший наставник в моей жизни. Великолепный тактик, теоретик, всегда поощрял творчество на площадке. Но и пожурить мог, особенно за пижонство. Помню, в одном из матчей чемпионата СССР бросил вратарю шайбу в шею, от которой она залетела в сетку. Еду к бортику довольный, а Чернышев говорит: «Иди в раздевалку. Там чуди». 

культура: Официально повесили шлем на гвоздь в 84-м. Как получилось, что спустя пять лет возобновили карьеру в Венгрии?
Мальцев: Отправились туда с Валерой Васильевым. Отыграли три месяца, заработали приличные деньги. Cамое интересное, что меня определили в защитники, но забивать все равно успевал.

культура: В турнирах ветеранов не выступаете?
Мальцев: Уже лет десять, как бросил. Пятый и шестой позвонки не позволяют — стерлись от нагрузок. А третий еще в 78-м разбили. На тренировке шайба попала в спину. В итоге — осколочный перелом третьего шейного. Потерял сознание, очнулся в Боткинской больнице. Три месяца лежал на вытяжке. Хорошо, что осколок вернулся на место. В игре меня тяжелее было травмировать, выручали скорость и техничное катание. Чувствовал, когда хотят ударить. В нужный момент резко уходил в сторону. Cоперник в борт, а я к воротам! 


Справка «Культуры»

Александр МАЛЬЦЕВ родился 20 апреля 1949 года в Кирово-Чепецке.

Достижения: двукратный победитель Олимпийских игр, девятикратный чемпион мира, трижды назывался лучшим форвардом первенств планеты, лучший бомбардир в истории сборной СССР и московского «Динамо».

Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почета, орден Дружбы народов, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», две медали «За трудовую доблесть», Почетная грамота президента Российской Федерации.