Александр Белинский: «Шоу-бизнес съел русскую эстраду»

Анна ЧУЖКОВА

05.04.2013

6 апреля отметит юбилей известный питерский режиссер Александр Белинский.

Его творческая биография не ограничивается постановками в театре. Основатель жанра телебалета, Александр Белинский создал либретто прославленных «Галатеи», «Анюты», в которых запечатлелось мастерство Екатерины Максимовой. Автор сценариев к экранизациям Чехова и Горького, Александр Аркадьевич срежиссировал более двухсот постановок на телевидении, в том числе полюбившихся «Кюхлю» с Сергеем Юрским, «Пятый десяток» с Алисой Фрейндлих, «Мертвые души» с Олегом Басилашвили. Накануне 85-летия Белинский по-прежнему в строю — успевает вести авторскую программу на телевидении, преподавать, выпускать премьеры и писать книги, о чем и рассказал в интервью «Культуре».

культура: Вы работали в разных жанрах и областях, одно время даже возглавляли кукольный театр. Что Вам ближе?
Белинский: Если бы вы спросили, что я больше люблю, кино или театр, отвечу без сомнения — второе. О нем начал мечтать в шесть лет, когда посмотрел в ТЮЗе «Зеленую птичку» Гоцци. В балет попал в 1946-м. В то время я очень дружил с Марией Федоровной Романовой, матерью покойной Улановой. Тогда и написал первый балет «Накануне» на музыку Шварца. Он шел в Михайловском театре в постановке Константина Боярского. А уже после начал снимать телефильмы.

культура: Вы долго сотрудничали с Екатериной Максимовой. Как работалось с ней?
Белинский: Сложно. Эта балерина была безумно требовательной — и к другим, и особенно, к самой себе. Правда фильмы, в которых она разговаривала, считаю не очень удачными, Максимова прежде всего артистка пластическая.

культура: Есть желание вновь заняться телеспектаклями?
Белинский: Я бы сейчас не задумываясь поставил телеспектакль. Но только на прежних условиях: несколько камер и смены не по четырнадцать, а по шесть часов. К сожалению, мои требования неприемлемы. Телеспектакли перестали делать. Иногда показывают старые, в том числе моего авторства.

культура: Недавно Вы получили премию «Золотое перо» в номинации «За вклад в развитие журналистики». Как поменялось телевидение за то время, что Вы работаете?
Белинский: Очень выросло технически и снизилось художественно. Шоу-бизнес съел великую русскую эстраду. Этот жанр превратился в набор пошлостей. Многосерийные бессмысленные фильмы не оставили места художественным спектаклям. Время такое... Все начинается с вопроса «How much?» А ведь так много прекрасных непоставленных произведений без резни, стрельбы и секса.

культура: Скучных?
Белинский: Да — для тех, кто смотрит Петросяна и «Субботний вечер». Но на них не надо ориентироваться.

культура: Каким представляете театр через пятьдесят лет?
Белинский: Меня уже не будет, поэтому никак не представляю. Если театр продолжит идти по сегодняшнему коммерческому пути, то просто исчезнет.

культура: Как собираетесь отмечать юбилей?
Белинский: Выпустил постановку «Горе уму» в Театре-фестивале «Балтийский дом». 8 апреля покажут. Потом будет чествование. Никогда не сужу о проделанном, но труппа прекрасно работала. Я по ругательным рецензиям держу второе место в России. Первое — у Станиславского.

культура: Над чем еще трудитесь?
Белинский: Каждую неделю делаю телепрограмму «Великие артисты — великому городу». Следующий выпуск будет посвящен Александру Менакеру. Это мой дядя, замечательная добрая личность. На Моховой, где преподаю, собираюсь поставить рассказы Довлатова. Выпустил книгу, которая называется «Недорассказанное». Опубликовал «Сказки XXI века», посвященные памяти покойного сына.

культура: Ваша книга «Записки старого сплетника» выдержала уже не одно переиздание. Где собираете и как запоминаете эти байки?
Белинский: Просто удачно сложилась жизнь. В ней сошлись Николай Симонов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Олег Табаков, Олег Ефремов и многие другие. Есть отношения, которые длятся до сих пор. Дружу с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили. Мы каждый день перезваниваемся. Рано ложусь спать, рано встаю, не пью водку, не играю в карты и много работаю. И поскольку главное хобби — чтение, у меня довольно хорошая память.

культура: Часто ходите в театр?
Белинский: Очень редко и не метко. Если спросите, какой спектакль понравился за последнее время, с ходу назову только один. Это «Пристань» в театре Вахтангова, где играют мои друзья: Яковлев, Борисова, Максакова, Этуш.

культура: Какие сейчас настроения в театральном Петербурге?
Белинский: Плохие. Умерли лидеры, театры остались бесхозными. Крепких только два: Малый драматический Льва Додина и Молодежный театр на Фонтанке под руководством Семена Спивака.

культура: За что любите Петербург?
Белинский: Я здесь родился. Пережил блокаду. Люблю за то, что работал с очень образованными людьми, которых называли ленинградцами. А лучшее место в городе — площадь Островского, поскольку на ней живу. Петербург изменился — и, к сожалению, не в лучшую сторону. Очень скучаю по старому городу, в котором не было высоток, подземных переходов и «Мариинки-2». Когда прохожу мимо — закрываю глаза. На этом месте ведь стоял замечательный Дворец культуры имени Первой пятилетки, с которым связано много светлых воспоминаний. Я в нем работал с гением — Аркадием Исааковичем Райкиным.