Светлана Дружинина: «Надеюсь, юные нахимовцы примут участие в съемках»

27.06.2019

Денис СУТЫКА

культура: Перед съемками Вы посетили Петропавловской собор. Подозреваю, что у Вас особое отношение к историческим объектам. По большинству из них Вы, наверное, могли бы водить экскурсии?
Фото: ГМЗ «Петергоф»В каких только переделках не побывали славные «Гардемарины» Светланы Дружининой за время существования саги: «Трое из навигацкой школы» спасали престол от заговоров и дворцовых переворотов во времена императрицы Елизаветы Петровны, ездили в тайное путешествие за принцессой Фике, совершали славные подвиги во время Семилетней войны. На сей раз по велению Екатерины II (в прошлом той самой Фике) им предстоит сражаться бок о бок с самим Александром Суворовым за город Кинбурн. Корреспондент «Культуры» отправился вослед бравым гардемаринам в Петергоф, где завершился очередной этап съемок. Спустя 30 лет Светлана Дружинина решилась вернуть к жизни заметно возмужавших, если не сказать больше, секс-символов 90-х — гардемаринов Алексея Корсака (Дмитрий Харатьян), Павла Горина (Александр Домогаров) и Никиту Оленева-младшего (Михаил Мамаев). Вместе с сагой «воскреснет» и Михаил Боярский (шевалье де Брильи), который погиб в предыдущей части. Как? Режиссер молчит. Интригует.  За эти годы повзрослели не только главные герои, но и некогда юная Фике в исполнении Кристины Орбакайте. Ныне она — Екатерина Великая. Впрочем, заносчивости это ей не прибавило: актриса, как и прежде, общается с поклонниками, делится с ними в соцсетях фотографиями со съемок и рассказывает о том, как идут дела в киношном государстве. С точки зрения управления империей, затея сомнительная: а вдруг враги увидят да шпионы пронюхают? Но с точки зрения актерского пиара — все правильно.  Помимо Петергофа, «Гардемаринов» будут снимать в Санкт-Петербурге, Крыму, Переславле-Залесском и даже на Мальте. Пока же журналистов пригласили на одну из репетиций в Монплезир — дворец, построенный в начале XVIII века по личному указу Петра I на территории Петергофа. Здесь хранится коллекция картин европейских художников и китайского фарфора, собранная императором. Среди этого великолепия и разместилась съемочная группа «Гардемаринов». В комнате с китайским фарфором установили плейбэк-мониторы. Оператор Анатолий Мукасей следит за тем, как помощники выставляют кадр, стараясь казаться незаметными. Он как будто подтверждает то, о чем не так давно рассказывал в интервью «Культуре»: на площадке главный — режиссер. И если, по его словам, во время предпродакшна они с женой Светланой Дружининой могут горячо спорить, то во время съемок оператор предпочитает сосредоточиться на картинке и лишний раз «не светиться». Кстати, очень скоро становится понятно почему.  Фото: ГМЗ «Петергоф»После того как камеры установлены в коридоре и в одной из комнат Монплезира, на площадке появляется Светлана Дружинина — в очках, полосатой блузке и с красным шарфом, — она врывается в зал, словно вихрь. Кажется, с таким напором и уверенностью она могла бы сама сыграть Екатерину II. Оценив обстановку, тут же просит всех лишних удалиться: «Отойдите вот туда к стеночке. Вы портите кадр, прошу прощения», — произносит она доброжелательно, но бескомпромиссно. Затем направилась разводить сцену и распределять слова на проходке, пока костюмеры облачали Кристину Орбакайте в императорские одежды.  — За разваленной ширмой русского балагана скрывается зловещая тайна, — тихо произносит режиссер себе под нос, как бы пробуя слова на вкус. После, выдержав многозначительную паузу, добавляет: «Да, тайна!»  Она улыбается и, кажется, довольна находками. Пройдя еще несколько быстрых шагов по коридору, режиссер оборачивается к воображаемому партнеру: «Нам намекают на заговор с Турцией». Войдя в зал, подходит к карте, но тут вновь замечает скопление людей и сумятицу.  — Это рабочая площадка. Прошу прощения. Все только по этой стене. Прошу прощения, — говорит она уже более сурово.  Разворачивает карту, внимательно вглядывается в нее и с горечью произносит, сверяясь со сценарием: «Крым для всех — как бородавка на носу».  Вскоре на площадке появляется Кристина Орбакайте: пышные белые локоны спрятаны под элегантную шляпку с пером, черно-фиолетовое платье с гербом Российской империи подчеркивает фигуру.  Фото: ГМЗ «Петергоф»Костюмы в «Гардемаринах» — отдельная история, причем не дешевая. Наряды создал известный российский дизайнер Игорь Дадиани. Вышивка на костюмах сделана вручную, все камни — настоящие. Даже украшения на артистах не бижутерия, а реальные драгоценности, позаимствованные из частных коллекций. Неудивительно, что толпа зевак, собравшаяся у оградки, при виде императрицы Орбакайте в едином порыве зааплодировала. Актриса приостановилась и слегка поклонилась в ответ. За ней на площадку последовал гардемарин Никита Оленев. Речь императрицы, отрепетированная Дружининой, о тайнах, турках и «крымской бородавке» предназначается именно ему.  Режиссер незамедлительно проводит артистов по тому же пути, что ранее проделала сама, указывает акценты, места остановок, проигрывает вместе с ними сцену. Она так увлекается, что не сразу замечает бродящих по площадке журналистов и сотрудников группы. Не сбавляя оборотов, тут же выдает:  — Куда влезли?! Быстро ушли все их кадра!  Почему-то очень хорошо представляется, как в этот момент тихо посмеивается у плейбэка Анатолий Мукасей, который, видимо, отлично знает характер жены и понимает, когда лучше не попадаться ей на глаза.  Разведя сцены с актерами, Светлана Дружинина просит журналистов удалиться. Съемки — процесс интимный и посторонних не терпит.Дружинина: Ну экскурсии вряд ли, хотя я понимаю, о чем вы говорите. Хорошо рядом нет Анатолия Михайловича, а то он сказал бы: «Я уже 60 лет это слушаю. Пойду-ка постою в сторонке, покурю». Да, действительно, я неплохо знаю историю некоторых объектов, в том числе этого храма, являющегося усыпальницей русских императоров. С ним я познакомилась очень давно, еще в 1986 году. Здесь мы снимали почти все наши проекты — и «Гардемаринов», и «Тайны дворцовых переворотов». Храм сейчас находится в расцвете. Я отстояла службу, хор просто удивительный.

культура: Чего зрителям ждать от новых «Гардемаринов»?
Дружинина: В четвертой части будут сниматься те же актеры, что и в третьей, — Дима Харатьян, Александр Домогаров, Михаил Мамаев, Кристина Орбакайте и другие. Только подумайте, с тех пор прошло почти 30 лет. Столько воды утекло, столько в мире всего поменялось, но актеры по-прежнему рады войти в ту же реку. Каждый из них с удовольствием согласился продолжить нашу сагу. В следующем году Харатьяну исполнится 60 лет. Думаю, в юбилей ему будет очень приятно стоять на палубе корабля.

В новой картине к «старикам»-гардемаринам присоединятся их взрослые дети. Если вы пересмотрите предыдущие части, то вспомните, что у Алеши Корсака и Софьи родился мальчик, а у Анастасии Ягужинской и Саши Белова — девочка. Дети выросли, и теперь на них ляжет ответственность за любовную линию фильма.

культура: Вы сказали о корабле. Неужели гардемарины наконец-то спустятся на воду?!
Дружинина: Да, час пробил! Они теперь не будут просто сидеть в седлах и драться на шпагах — хватит гардемаринам скакать. Они выйдут в море и помогут Александру Суворову в очень сложном сражении за город Кинбурн, которое произошло в 1787 году. Это было начало второй Русско-турецкой войны. Замысел фильма возник очень давно.

культура: Как раз собирался спросить об этом.
Дружинина: Мы взяли за основу это событие не из-за того, что сейчас Крым у всех на слуху. Идея снять фильм появилась еще в 80-х, когда даже Советский Союз еще не распался. Это был приказ нашего главнокомандующего в сценарном триумвирате — Юрия Нагибина, Царство ему Небесное. Он сказал: «Хватит им скакать. Пора спуститься на палубы и заняться своим делом». Мы почти сразу начали искать, где и когда это могло бы произойти. Появилась идея построить историю вокруг кинбурнского сражения, в котором наш доблестный полководец Александр Суворов смог одержать победу над турецким десантом и преградить врагу дорогу на Крым.

культура: Если Вы следите за работами коллег, то, наверное, обратили внимание, что в последнее время зрители и кинокритики рассматривают исторические фильмы чуть ли не под лупой, чтобы выявить недостоверные детали эпохи.
Дружинина: Да, понимаю, о чем вы. Знаете, все хорошо в меру. Мы ведь снимаем не хронику или документальное кино. Это художественный фильм, а к нему совершенно другие требования. Да, конечно же, очень важно сохранять принципиальную достоверность. Когда мы начинали снимать «Тайны дворцовых переворотов», то очень точно следовали языку эпохи, который сохранился в бумагах того времени. Однако выяснилось, что современный зритель не воспринимает анахронизмы. А, между прочим, зря. Мне было важно рассказать, в том числе и через язык, о том, откуда мы родом. К сожалению, сегодня все забывают об этом. А, как вы знаете, народ без корней — народ без будущего. И тем не менее думаю, что иногда можно пойти на некоторую стилизацию, главное, не катастрофическую с точки зрения истории. Никто не должен бегать в шортах и джинсах рядом с Суворовым.

Это будет смешно. Нюансы же корректируются для того, чтобы молодая аудитория могла понять и принять повествование.

культура: Могут ли подобные фильмы нести в себе образовательную нагрузку?
Дружинина: Обязательно! Это совершенно просветительская работа. Некоторые почему-то считают, что это оскорбительно, но у меня другое мнение. Фильмы должны нести в себе смысловую нагрузку, расширять кругозор, увлекать зрителей в новые миры, с которыми им захочется более подробно познакомиться самостоятельно. В этом смысле я работаю для школьников старших классов. А также для дедушек и бабушек, которые тащат внуков в кино.

Съемки фильма «Гардемарины-IV»культура: Наверное, в молодости они с увлечением смотрели первую часть франшизы?
Дружинина: Да, на моих фильмах выросло не одно поколение зрителей. Многие пишут, поддерживают, обещают привести в кино детей и внуков.

культура: С момента выхода первого фильма в 1987 году технический прогресс в области кинематографа шагнул далеко вперед. Вам близки эти новшества?
Дружинина:У нас тоже будут использованы новые технологии, масса компьютерной графики. Будет в картине и то, что сейчас называют экшном. Он и раньше существовал, только назывался иначе. В целом новые технологии — это прекрасно. Теперь вместо того, чтобы кататься с камерой на тележке, можно просто пригласить стедикамщика. Это позволяет очень гибко использовать время, место и пространство.

культура: А мне казалось, Вам, как режиссеру старой закалки, в первую очередь важен актер...
Дружинина: Одно другого не отменяет. Я всегда говорю съемочной группе, что нам предстоит бежать длинную дистанцию. У каждого свой отрезок маршрута, и его нужно пройти как можно четче. Но разрывает финальную ленточку актер. Мы все обязаны работать на него.

культура: Почему Вы выгоняете журналистов с площадки, когда работаете с актерами? Молодые режиссеры, как правило, не обращают внимания на суету вокруг них.
Дружинина: Видимо, они не понимают, что такое работа с актерами. А ведь это очень интимный процесс. С каждым он проходит индивидуально. Все мы разные, каждый человек — целый мир. Нужно постараться найти с ним контакт, проникнуть в его вселенную и помочь вытащить оттуда то, что требуется в данный момент для роли.

культура: Один из лозунгов фильма: «Жизнь — Родине, честь — никому!» Насколько эти слова современны?
Дружинина: Они абсолютно современны! Мы недавно отсняли один из блоков в Севастополе. Я побывала в потрясающем нахимовском училище. Посмотрела на ребят, которые там учатся, пообщалась с ними. Они удивительные. Для них понятия Родины и чести смыслообразующие. И девиз: «Жизнь — Родине, честь — никому!» они даже в таком юном возрасте воспринимают по-особому. Мы вскоре вновь будем снимать в Севастополе. Надеюсь, юные нахимовцы тоже будут участвовать в процессе. Знаете, вот говорят, мол, новое поколение у нас потеряно, тем они не хороши, здесь ведут себя не так, как мы... Да не потеряно оно. Связь времен не рвется. Да, порой заиливается, покрывается тиной. Очищать надо.



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть