Максим Матвеев: «Оставим болезнь с носом»

Денис СУТЫКА

10.01.2019

В Театре Олега Табакова продолжается акция «С Новым Носом!». Таким образом актеры поддержали усилия благотворительного фонда «Доктор Клоун», которым руководит их коллега, заслуженный артист России Максим Матвеев. В 2018-м проект арт-терапии отметил десятилетие. За эти годы волонтеры побывали во множестве детских больниц и осчастливили тысячи маленьких пациентов.

культура: Ваша команда не только устраивает представления, но и обучает волонтеров.
Матвеев: Да, недавно мы пополнили ряды прекраснейшими талантливыми ребятами. Над выпуском шефствовала Яна Сексте. Их сразу подключили к работе в больнице для получения практики. Опыт предыдущих курсов показал, что далеко не все молодые люди до конца представляют, чем занимается доктор-клоун и какие сложности ждут впереди. Некоторые не выдерживали и уходили.

культура: Вы способны привить юношам и девушкам азы актерской профессии, а кто отвечает за вторую составляющую — доктор?
Матвеев: Мы уже, по счастью, наладили взаимоотношения с медиками. Конечно, на первом этапе приходилось нарушать стандартный распорядок больниц и доказывать, что наша деятельность необходима. Вдобавок за прошедшие годы врачи поняли, что мы реально можем помочь при выполнении медицинских процедур. В палатах ведь лежат дети с разными заболеваниями. Когда одному из них становится плохо или проходит плановая микрооперация, остальные пациенты могут испугаться. Бывает, что зрелище просто не предназначено для юной психики. Когда ребенок видит надвигающуюся иголку, то зажимается, ему автоматически становится больнее. Тогда на помощь спешит доктор-клоун: он отвлекает внимание, позволяет малышу абстрагироваться от боли и побороть страх.

С нами давно уже сотрудничает ряд врачей — настоящих профессионалов: как только выдается свободное время, они посвящают его обучению волонтеров. Хирурги, терапевты и психологи читают лекции. Потом вместе обсуждаем, как определить, в каком состоянии находится ребенок, учимся переключить его внимание, обсуждаем, можно ли шутить с ним по поводу болезни, и так далее.

Так, мы подсмотрели у французских коллег, как они работают при выполнении врачами довольно сложной процедуры — пункции спинного мозга. Ребенок лежит на кушетке лицом вниз, а врач проводит определенные манипуляции. Актер залезает под кушетку и всячески старается увлечь ребенка, помочь ему расслабиться и забыть о том, что предстоит болезненный укол.

культура: На зимних каникулах вы показываете детям спектакль «Снежная королева».
Матвеев: Да, в прошлом году благодаря гастрольной деятельности театра нам удалось побывать со «Снежной королевой» в Саратове, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Играли также спектакль во многих московских больницах. Упаковываем декорации в фургончик «Табакерки» и едем. У нас своеобразная, если можно так выразиться, коллаборация с Театром Олега Табакова. В наших постановках принимают участие молодые артисты «Табакерки». Как правило, в коллектив они вливаются органично. Это позволяет показать больше представлений и обрадовать множество детей.

культура: Каково Ваше впечатление от детских больниц в России?
Матвеев: Помимо отличной технической оснащенности, сейчас они и в целом выглядят позитивно, персонал старается создать у детей и родителей оптимистическое отношение к лечению. Доктора подчас ходят не в белых халатах, а в цветных. Некоторые даже надевают какие-то смешные шапочки. Они не хмурятся, а часто улыбаются, могут пошутить. На общей атмосфере это сказывается исключительно благоприятно.

Нам, кстати, удалось наладить партнерские взаимоотношения со многими компаниями. Например, провели интересную акцию вместе с Lego. Детям выдали конструктор и предложили построить больницу будущего. Затем руководство фирмы собрало данные, вычленило наиболее яркие и интересные идеи и пришло с ними к главному врачу РДКБ, который дал добро на строительство дополнительных детских площадок, зон отдыха, интерактивного театра, где будут показывать фильмы и проводить обучающие лекции.

культура: Как считаете, почему именно в актерской среде зародилась мода на благотворительность?
Матвеев: Думаю, слово «мода» тут не совсем уместно. Актер — публичная профессия, и может создаться ошибочное впечатление, что это какая-то попытка выделиться на фоне других. На самом деле это совершенно не так. Артисты — люди чуткие, они тратят часть жизни на то, чтобы привлечь внимание общества к существующим проблемам. Благотворительность — дело сложное. В ней остаются только те, кто верит, что может сделать наш мир чуточку лучше.

культура: Недавно был принят закон, который предоставит налоговые льготы лицам, оказывающим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры. А подобные законодательные решения в области медицины, на Ваш взгляд, могут подстегнуть представителей бизнеса стать более щедрыми?
Матвеев: Безусловно! Но можно пойти еще дальше, определив список благотворительных организаций, особо отмеченных государством. Скажем, в Германии есть так называемое правило одного евро. Благотворительный фонд, пройдя проверку соответствующих органов, получает из бюджета символическое пожертвование в один евро, своеобразный знак качества для меценатов. Подобная поддержка не требует больших затрат от государства и дает неплохие результаты. Если бы у нас появилось нечто подобное, было бы замечательно.

культура: Ваша команда, судя по информации на сайте, ставит перед собой амбициозные планы — придание официального статуса профессии доктора-клоуна, создание штатной единицы в больницах и так далее. Удалось что-то реализовать?
Матвеев: Конечно, планы у нас грандиозные и честолюбивые. Под какими-то есть реальные основания, о претворении других пока остается лишь мечтать. Сейчас ведем переговоры с МЧС. Хотим добиться того, чтобы наши доктора-клоуны на волонтерской основе выезжали в зоны стихийных бедствий. Есть идея создать круглосуточную связь с больницами по скайпу, чтобы ребенок, находящийся в стационаре, мог в любое время нажать на кнопку и поговорить с  клоуном.  

культура: Вы подчас сталкиваетесь с тяжелобольными детьми, выезжаете в онкологические клиники. С кем-то из маленьких пациентов завязываются дружеские отношения, а потом... Как удается держать себя в руках, не сворачивать с выбранного пути?
Матвеев: Не могу передать, как порой бывает тяжело, особенно когда дети, ставшие практически родными, уходят навсегда. Видеть и осознавать это очень больно. Единственное, что спасает, понимание того, что рядом остаются другие малыши, которым ты тоже необходим. Также меня поддерживает и мотивирует мысль, сформировавшаяся еще в Школе-студии МХАТ: моя профессия может реально помочь детям. Вроде эфемерная вещь — ты поднял настроение. А у ребенка появилась вера в то, что все будет хорошо. Знаете, на Западе уже накоплена огромная база: есть данные, что после визитов клоунов улучшается не только настроение мальчиков и девочек, но и медицинские показатели пациентов, дети быстрее выздоравливают. Именно осознание своей нужности и не позволяет мне и моим товарищам опускать руки.


Фото на анонсе: Владимир Вяткин/РИА Новости