Марк Варшавер: «Из директорской ложи все видно как на ладони»

Елена ФЕДОРЕНКО

05.10.2018

Творческое объединение театров Москвы «Директорская ложа» провело первое собрание. В красивом особняке с витражными окнами и кружевным балконом, известном как Дом винозаводчика Петра Смирнова на Тверском бульваре, встретились руководители столичных коллективов.

Профессионалы театра, которые обеспечивают будни и праздники, создают условия для творчества режиссеров и актеров, отвечают за ремонт и реконструкцию зданий, госдотации и гастроли. После приветствий, осмотра выставок, вручения отличительных нагрудных знаков и концерта обитатели «Директорской ложи» проводили гостей и уединились, чтобы пообщаться за закрытыми дверями. О том, какие темы оказались актуальными и зачем создано новое сообщество, «Культуре» рассказал глава нового объединения, директор театра «Ленком» Марк Варшавер.

культура: Как возникла мысль создать «Директорскую ложу»?
Варшавер: Давно, лет 20 назад, мне и некоторым моим коллегам пришла в голову идея сплотить директоров, создать условия для встреч, где мы могли бы друг друга слышать, задавать насущные вопросы, получать на них ответы и сообща искать решения. Так возник Клуб директоров — раз в месяц один из нас приглашал коллег пообщаться. Потом, к сожалению, оказалось, что не всем руководителям это под силу, и Клуб прекратил существование. Тогда нас было 45, сегодня количество театров значительно увеличилось — только в московском департаменте культуры 82, плюс театры федерального подчинения и частные труппы, всего 120. О своем замечательном Клубе мы вспоминали часто и тепло, и наконец появилась возможность создать новое объединение.

культура: Почему «Директорская ложа», невольно отсылающая фантазию к организациям вольных каменщиков?
Варшавер: Нами руководили не масонские, а театральные ассоциации. Директорская ложа существует почти в каждом театре, не только в музыкальных, как многие думают. Из нее директор обычно смотрит спектакли. Оттуда наблюдает за сдачей накануне премьеры, все — как на ладони. Сдача — это серьезная финальная точка в очередной работе. Потом вместе с постановщиками обсуждаются проблемы, ищутся способы их решения — и спектакль выходит к зрителям.

культура: Организация встреч — дело хлопотное и дорогостоящее. Кто помог?
Варшавер: О значении регулярных собраний я поговорил с председателем комиссии по культуре Мосгордумы Евгением Герасимовым и директором Столичного цеха деятелей культуры Львом Ланцманом. Они идею поддержали, для ее воплощения в жизнь недоставало финансирования. Появились меценаты, готовые оказать бескорыстную поддержку. На мой вопрос одному из них: «Какой вам смысл помогать нам?» получил ответ: «Потому что люблю театр». Директора, которые друг друга не видят годами, заменяя общение редкими телефонными звонками и приглашениями на премьеры, с радостью поспешили в бережно отреставрированный дом Смирнова на Тверском бульваре и встретили там почетных гостей — министра культуры России Владимира Мединского, руководителя департамента культуры Москвы Александра Кибовского, председателя Мосгордумы Алексея Шапошникова, специального представителя президента по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого. Концерт с участием известных артистов удался, выставки современных художников и антикварных раритетов — тоже. Но важнее всего, что начали долгожданный профессиональный разговор, обсуждали острые вопросы, которых хватает.

культура: Руководители далеко не всегда открыты для «корпоративных» контактов. Мне-то кажется, что в сфере практического управления театральным делом немало личных тайн и профессиональных секретов, которые оберегаются на правах личных вотчин.
Варшавер: Нет, наша «Ложа» доброжелательна и не скрывает никаких тайн. Главный секрет успешного директора — талант. К сожалению, этому не научить. Можно подготовить ремесленника, и он будет знать, как выполнить то или иное задание, но многое решают нюансы, за которые «отвечает» одаренность. И, безусловно, образование. Убеждаюсь в этом постоянно. Извините, ваш покорный слуга имеет два диплома — как актер, как продюсер по специальности «Экономика и организация театрального дела» и незаконченное образование по классу фортепиано. Надо знать профессию не понаслышке. Есть и еще важное слагаемое — опыт. Мой «ленкомовский» стаж — четыре десятилетия, предшествующий им десяток проведен в Московском областном драматическом театре под руководством мудрого Исидора Тартаковского, там закладывались основы моей практической школы. Выпускник ГИТИСа, даже самый незаурядный, все равно должен накопить свой собственный багаж. Старшие товарищи по цеху никогда не боятся делиться секретами с молодыми. Вряд ли они смогут всем воспользоваться сразу, но советы помогают им формировать собственный путь. Вообще, через общение устанавливаются связи, которые потом пригодятся в работе. Руководство творческим коллективом состоит из тонких материй. Например, для меня безусловно, что директор должен любить своих подчиненных. Не ходить, растопырив пальцы веером, а отвечать за все и за всех — от уборщицы до народного артиста. Да, артисту удели больше времени, но помоги тому и другому. Поддержи реально и конкретно.

культура: Вы возглавили «Директорскую ложу», заместителем стал гендиректор Большого Владимир Урин. Как выбирали руководителей?
Варшавер: Владимир Георгиевич — опытный специалист по музыкальным театрам, их в Москве немало. Он приглашен заместителем главы «Ложи». Возражений не было, кандидатуры рекомендовал Координационный совет Столичного цеха деятелей культуры. В это объединение входят более трех тысяч учреждений: театры и музеи, цирки и киностудии, парки и библиотеки. Марк Захаров уже шестой год старшина «Цеха».

культура: Что обсуждали на первом заседании «Ложи»? Касались только организационных тем или творческих аспектов тоже — репертуарной политики, например?
Варшавер: Репертуарную политику можно обсуждать с утра до ночи, без этого не обойтись. Вопросов множество: от создания условий, необходимых для обновления института режиссуры и руководства, до проблем с реализацией билетов. От организации творческого процесса до поддержки инициатив внутри коллективов. Как найти деньги на спектакль и как их разумно потратить. Отдельным пунктом провели обсуждение подготовки к Году театра. У всех есть желание не только создать запоминающиеся спектакли, но и выехать с ними на гастроли, желательно по России, познакомить с искусством наших соотечественников, которым не нужна бегущая строка перевода.

культура: Почему выбран формат ежемесячных встреч? Разве за 30 дней могут накопиться нерешаемые вопросы?
Варшавер: Они возникают ежечасно, постоянно. Нам необходимо советоваться, делиться опытом, знать, что происходит в столичных коллективах. Только сообща мы можем сохранить богатые традиции русского репертуарного театра — театра, в котором зрителю интересно.

культура: Почему решили «заседать» в неформальной обстановке, за ужином, с рюмочкой?
Варшавер: Рюмочка не значит, что надо уподобляться зайцу во хмелю из басни Михалкова. Ужин — повод к откровенно приятному общению, мы ведь уже отвыкли от неспешных бесед, живем стремительно, притормозить трудно. Встречи за хорошим столом с бокалом вина — давняя русская традиция, объединяющая единомышленников.

культура: Художественных руководителей и режиссеров приглашать планируете?
Варшавер: Нет. Только если они худруки и одновременно директора. Тогда — непременно.


Фото на анонсе: Андрей Никеричев/mskagency.ru