Алексей Гуськов: «На каждое талантливое начинание деньги найдутся»

Алексей КОЛЕНСКИЙ, Ялта

27.09.2018

26 сентября в Ялтинском театре имени Чехова завершился III Международный кинофестиваль «Евразийский мост», организованный по инициативе Никиты Михалкова и ставший в этом году по-настоящему народным.

Открылся смотр комедийной мелодрамой Евгения Шелякина «Вечная жизнь Александра Христофорова» с Алексеем Гуськовым, сыгравшим незадачливого актера. Завершился пятидневный марафон философской драмой Александра Велединского «В кейптаунском порту». Вердикт профессионального жюри под руководством режиссеров Рашида Маликова и Сергея Мокрицкого совпал с симпатиями зрителей. В номинации «игровое кино» победила семейная драма «Любовь и Шукла» Сиддхартхи Джатлы. Лауреатом документального конкурса стал «Сапер» Хогира Хирори и Шинвара Камала о самоотверженном курдском активисте, обезвреживающем мины в Мосуле. Специальных призов удостоились мелодрама Оксаны Карас «У ангела ангина» и киргизская лента Азамата Шаршенова «Жизнь прекрасна». Статуэтку за лучшую режиссуру вручили болгарину Илиану Дживелекову за психологическую драму «Вездесущий». Под занавес «Евразийского моста» «Культура» пообщалась с Алексеем Гуськовым.

культура: Если бы в один прекрасный день узнали, что Вам доведется прожить вечность или всего 24 часа, как распорядились бы отпущенным временем?
Гуськов: Согласно статистике, 94 процента людей затрудняются с ответом на этот вопрос, и я принадлежу к их числу, ведь я ничем не отличаюсь от большинства. Никогда не мечтал быть необыкновенным или удивительным, довольно рано определился: я — просто актер. Хотя и претендую на звание художника, хочу ответить на вечные вопросы, кто мы, откуда и куда идем. Сегодня можно все сосчитать, вплоть до суммы отпущенных нам вздохов и выдохов, но как постичь, что такое счастье? Оглядываясь в прошлое, вспоминаю лишь те моменты, когда у меня захватывало дух.  

культура: Расскажите об этих моментах.
Гуськов: Рождение ребенка, радость от завершенной работы, встреча с женщиной моей жизни — вещи, понятные каждому. Мы существуем в очень плотном и агрессивном информационном пространстве, море негативных новостей, дезориентирующих нас, делающих эмоционально тупыми, невосприимчивыми к своей и чужой радости или беде. Выбраться из этого омута можно. Как говорил классик, достаточно поставить правильный вопрос. Герой, которого я играю, Александр Христофоров, сумел это сделать.

культура: А какие мгновения детства создали Вас художником?
Гуськов: За ответом лучше обратиться к психоаналитику, я думаю. Но если говорить всерьез, важнее всего, что мне довелось получить два образования — техническое, бауманское, и гуманитарное, мхатовское. Все складывалось само собой, а потом наступила «перестройка». В 1989 году с грехом пополам было сделано всего пять кинокартин. Сериального производства не существовало. И я крепко задумался, уходить из профессии или заняться чем-то новым. И жизнь подарила мне анимацию. Как-то Саша Люткевич, ученик Федора Хитрука, попросил помочь доделать трехминутку «Незнайка на Луне», в 1997 году из него вырос первый российский мультсериал. Я стал продюсером и, думаю, не случайно — люблю, когда меня окружают талантливые люди.

культура: Как находили деньги?
Гуськов: Непросто, но без криминальных связей. В девяностые многие состоятельные люди потянулись в медиабизнес, но никто не знал, как это  работает. Поверьте, все дело в идее — каждое талантливое начинание рано или поздно встретится с финансами. Но нельзя ставить все с ног на голову. Если прежде — деньги, потом — идеи, то от такого безобразия рождаются лишь некачественные продукты. Лучше расскажи, отчего не спишь, чем тревожишься, и ты будешь услышан. На самом деле, я не часто продюсирую кино. Всякий раз по четыре года и более вожусь с полюбившимися сценариями. Потихоньку у меня появляется вера в свое право и кураж. Самое сложное в нашем деле — научить авторов, коллег и инвесторов любить твои идеи. Но когда воодушевляешь людей, каждый пытается вложить в кино свой талант, включается в работу.


Фото на анонсе: Пресс-служба фестиваля