Стефен Эберт: «Примерно раз в год американцы снимают сериал про русскую мафию»

Таисия ЗИНИНА

01.02.2018

Во вторник минфин США выпустил в свет так называемый «кремлевский доклад», пространный список российских министров, высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Хотя в документе подчеркивается, что он не является санкционным и никаких конкретных шагов не подразумевает, его обсуждением занялись по обе стороны океана. Однако проблема взаимоотношений России и Америки имеет не только политический, но и культурный, исторический, цивилизационный аспекты. Жив ли на самом деле в Штатах стереотип о «страшных русских»? По-прежнему ли нас боятся? Как относятся к одной шестой части суши по ту сторону океана? На вопросы «Культуры» ответил журналист Стефен Эберт, эксперт Агентства стратегических коммуникаций.

культура: Публикация «кремлевского списка» свидетельствует о враждебном отношении США к России? Или не стоит сгущать краски?
Эберт: Мы очень уважаем «наших» русских. Тех, кто уже давно переехал и успел стать своим: Сергея Брина, например. Одним словом, если люди с американцами во всем согласны, их рады видеть здесь. Конечно, кому-то просто платят. Политики и общественные деятели в России, получающие деньги от США, — хорошие, правильные, их нужно поддерживать. А если нет — извините. Конечно, «кремлевский список» — это те, кого не любят.

культура: Америка следит за деятельностью в Москве «несистемной оппозиции»?
Эберт: Об этом свидетельствует тот факт, что какие-то новости из России замалчиваются, а иные — откровенно преувеличиваются. Например, наши СМИ передают, что оппозиция, противники Путина, становится все сильнее. Я сразу спрашиваю — сколько человек выходит на улицы? Ответ — пару тысяч. Ну, вы же понимаете, что на улицы против Трампа выходят сотни тысяч, если не миллионы. Вот это — начало чего-то.

культура: Русская мафия, загадочные хакеры, которые смогли взломать компьютеры АНБ. На самом ли деле нас так боятся?
Эберт: Примерно раз в год обязательно снимают сериал про русских мафиози. А на вопрос, есть ли они в действительности, можно ответить лишь короткое «скорее всего, да». Не только русские, всякие. Из Италии, из Ирландии, отовсюду в США едут «темные люди». Вспомнилось, что недавно Трампа уличили в связи с человеком по имени Феликс Сейтер, у которого есть судимость в Америке за отмывание денег. Президент, конечно, дружбу с преступником отрицает, но XXI век на дворе, у нас есть снимки. И вот в связи с такими историями говорят о мафии.

Позвольте мне еще добавить для наглядности. Во-первых, Трамп из Нью-Йорка — а это самый коррумпированный город в Америке. Во-вторых, он пришел из недвижимости — а это самая коррумпированная область бизнеса. Никаких навыков.

Я лично считаю, что заниматься политикой предприниматели вообще не должны.

Что касается ситуации в целом, то у нас в последнее время, что бы ни случилось, сразу спрашивают: «А где здесь русский след?» Раньше в Америке думали: «Мы — исключительные. Вы — бензоколонка». Но потом глядишь, а уже иностранные хакеры вмешиваются в наши выборы. Я вижу, как изменилась Россия. Люди просто живут, зарабатывают деньги — без оглядки на Запад. Хотя иногда и приходится, мягко говоря, туго. В связи с санкциями, например.

Перемены есть и в Америке. Думаю, сейчас США уже настолько не уверены в себе, что стремятся во всех смертных грехах кого-нибудь обвинить.

культура: Было много разговоров о том, что Трамп станет проводить чуть ли не пророссийскую политику.
Эберт: Это смешно. Трамп — просто хвастун. Помните, как Тиллерсон сказал о нем? У вас даже мягко перевели, написали «придурок». А он намного жестче выразился в оригинале. Представляете? Госсекретарь так называет своего начальника, президента США. Пусть даже не вслух, не в печати, но тому все равно передали, я уверен. Многие с Тиллерсоном согласны.

культура: Насколько Россия может влиять на происходящее в США через соцсети?
Эберт: Есть миф, что русские пользуются «Фейсбуком» для воздействия на американские выборы. Это, конечно, ерунда. Тут нечего опасаться. Но вот, например, летом в Великобритании какое-то очень правое движение разместило видео о несуществующем протесте мусульман в Лондоне. Именно этого боятся — фейковых новостей, которые могут сформировать чье-то мнение. Такое бывает, конечно. Но прямое влияние России на происходящее в США, да еще через «Фейсбук», — выдумка. А фейковые новости на русском, размещенные для аудитории из Москвы и Санкт-Петербурга, нас вообще мало касаются.

культура: В Штатах блоги — настолько же мощный инструмент пропаганды, как телевидение и радио?
Эберт: Основатель «Фейсбука» говорит, что платформа была создана исключительно для общения, но, к сожалению, соцсеть стала главной площадкой, откуда черпаются политические новости. Есть и другие, но им не очень доверяют. Мы называем их «магистральные СМИ». Например, канал «Фокс» — там «ньюс» нет, там нет никаких актуальных новостей. Это просто пропагандисты «правого толка». Так же, как и канал MSNBC — либерального. CNN, по моему мнению, где-то посередине. К печатным изданиям вроде «Нью-Йорк таймс» или «Вашингтон пост» относятся гораздо хуже. Но тут интересная закономерность: чем чаще Трамп нападает на СМИ, тем больше им доверяют читатели. Боюсь, демократия в США переживает процесс распада. Даже засилье олигархии, в чем часто обвиняют Россию, у нас на самом деле гораздо заметнее.

культура: Какой видится американцам русская культура? Осталось ли уважение, есть понимание? Считают ли Россию оплотом традиционных ценностей?
Эберт: В США о России мало знают. Люди здесь иногда ошибочно считают, что вы — страна третьего мира, что по степени консервативности вы даже хуже, чем наши ультраправые. Ведь согласно стереотипам Россия — это многолетнее засилье власти, гнет церкви. И значит, у руля там точно «диктатор». Но, знаете, что смешно — при этом, по статистике, 40 процентов населения согласны с политикой Путина. Наши консерваторы хотят, чтобы Америка была похожа на Россию. А остальные 60 процентов считают, что по этому вопросу да и по многим другим вы очень отстаете.

Такая оценка России существует. И с этим, конечно, нужно бороться.

Хотя не все так мрачно. Я читал недавно материал, который выпустило NPR (National Public Radio), они неплохо освещают события в мире и недавно отправили корреспондента в Крым, где тот побеседовал с Сергеем Аксеновым и наконец-то дал объективную оценку всему происходящему. В репортаже прозвучала фраза: «мы всегда остаемся частью России». Для вас, наверное, эти слова — обычное дело. Но для Америки сам факт, что напечатали реплику главы республики — очень большой шаг вперед. Людям в Крыму не плохо! Здесь ведь никто не понимает, что 60 процентов населения там — это русские. А насчет самоопределения... Они что — должны были на коленях ползти к президенту Украины, спрашивать, а можно ли отделиться?

Но вернемся к тому, с чего начали. То, что американцы «травят» Россию, — это просто по невежеству — глупая привычка считать, что «мы лучше всех, и зачем нам знать про вашу культуру, про вашу страну». А человека в таком состоянии просто обводить вокруг пальца и обманывать. У вас о США знают намного больше.


Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий