Алексей Пиманов: «Наш «Крым» — это современная история Ромео и Джульетты»

Денис СУТЫКА

03.08.2017

Алексей Пиманов закончил работу над фильмом «Крым», который выйдет в прокат уже этой осенью. Корреспондент «Культуры» побеседовал с режиссером о новой картине, событиях 2014 года и узнал, почему так важно, чтобы ленту увидели на Украине.

культура: У каждого художника есть своя болевая точка. Какие темы сильнее всего волнуют Вас?
Пиманов: Если обратите внимание, то заметите: все картины, которые я делаю, абсолютно разные. Скажем, «Мужчина в моей голове» — типичная новогодняя комедия. Когда подарки закуплены, а салаты нарезаны, люди с наслаждением смотрят такие добрые, смешные истории. «Овечка Долли была злая и рано умерла» в жанре фэнтези затрагивает тему отцов и детей. Мы хотели показать, что, как бы отпрыски ни воспринимали поступки родителей, нужно всегда помнить, взрослые — те же дети, только старше.

Но главное, оба фильма о любви. Собственно, наш «Крым» тоже посвящен этому чувству. Мысль о том, что любовь — главное в жизни, так или иначе, присутствует во всех моих работах.

Понимаете, телепередача «Человек и закон», которую я веду, — это отображение реальной жизни. Не буду скрывать, далеко не самой веселой. Обычно звонят люди, попавшие в беду, и просят о помощи. Оттого на большом экране мне хотелось создать особый мир, где можно было бы вместе со зрителем попасть в немного другую реальность, где, например, добро побеждает зло. Убежден: кино обязано приносить радость, после просмотра должно хотеться жить, а не пойти и повеситься. Надеюсь, в случае с «Крымом» нам все удалось.

культура: Что заставило взяться за эту историю?
Пиманов: Самое интересное, что в то время я собирался снимать очередную комедию. Уже был написан чудесный сценарий (верю, однажды все-таки сделаю по нему фильм). Но тут случились события 2014 года. Не секрет, что есть недалекие, на мой взгляд, люди, которые считают, что присоединение Крыма к России — это то ли случайность, то ли временное явление, идиоты, простите за резкость, вообще предлагают вернуть Крым обратно. Забывая, что там сейчас проживает 2 млн граждан России. Которые, считайте, провели второй референдум, получая российские паспорта. Этим бы умникам съездить в Крым и поговорить с людьми. Да, у них есть проблемы, но они живы и здоровы. Посмотрите, что творится на Донбассе, где развязали ужасную бойню. Нет ничего страшнее и подлее гражданской войны. И крымчане очень хорошо понимают, что им была уготована такая же участь.

Когда все это произошло, понял, что хочу поговорить о событиях Крымской весны посредством кинематографа. В моем случае Крым — философское понятие. Начав работу, мы долго и мучительно писали сценарий. У одних сценаристов получался боевик, у вторых — чистый ура-патриотизм. Не получалось главного — кино про людей. Возникла идея поместить в центр повествования историю современных Ромео и Джульетты: она — из Киева, он — из Севастополя. Когда сценарий, наконец, был готов, отправились со съемочной группой в Крым: выбирали объекты, разговаривали с людьми. И тут понял: это кино надо снимать самому. Я вдруг почувствовал, влюбился в эту историю. Пусть кто-то будет кричать, что это очередная пропаганда, — наплевать. Во главе нашего фильма стоят любовь и человек.

Знаете, есть такое выражение: «Можешь не снимать — не снимай. А если не можешь — бери и делай». После поездки на полуостров ходил и думал. Никак не мог решиться. Понимал, что это не три дня, а несколько месяцев работы, тяжелейший проект с точки зрения постановки. Сложнейшие батальные сцены, много техники. Плюс нужно было оставить текущие дела в Москве. Но чем дальше думал, тем четче осознавал: не могу не реализовать эту идею. Вернулся в Крым и начал снимать.

культура: Кстати, по поводу батальных сцен. В трейлере есть эпизод, где украинский летчик, нарушая приказ, отказывается сбить российский самолет. Такое случалось в действительности?
Пиманов: Естественно, многое в картине имеет под собой реальную основу. Но главная мысль «Крыма» — любовь сильнее ненависти. В какой-то степени это относится и к военным. В конце фильма есть посвящение людям в форме, русским и украинским офицерам, которые в марте 2014 года не стали стрелять друг в друга. Только вдумайтесь, в какую тяжелейшую ситуацию выбора были поставлены люди. Они понимали, что, если откроют огонь, начнется война и на их совести будут десятки тысяч смертей. То, что они сделали — и наши, и украинцы, — подвиг настоящих мужчин.

культура: По сути, про каждого можно снимать отдельную картину. Расплата за неповиновение могла быть высокой.
Пиманов: Конечно. У украинских военных дома остались жены, дети, родители. Их могли наказать, да и просто убить. Многие этого боялись и тем не менее не стреляли. Украинского полковника в нашей картине сыграл Борис Щербаков. Сцену снимали в реальной воинской части. Ее командир прежде служил в украинской армии, сейчас — в нашей. Он консультировал группу по определенным вопросам, а во время съемок сидел у монитора. И вдруг заплакал. Сказал, что мы даже не понимаем, как точно угадали тогдашние ощущения людей. Они осознавали, что ни в коем случае нельзя допустить войны, но мысль о присяге не давала покоя. Их буквально раздирало на части.


культура: В фильме задействовано много военной техники. Помогали специалисты из Министерства обороны России?
Пиманов: Само собой. Но, повторюсь, главным было показать историю человеческих судеб и непростого выбора. Наши герои, мне кажется, станут близки всем людям. Кроме того, перед нами стояла и другая задача. До сих пор вокруг весны 2014-го очень много домыслов. Зрителю нужно еще раз по-честному рассказать, что именно тогда произошло. Никто не думал по-тихому присоединить к огромной России маленький клочок земли, самым важным считали спасти людей, иначе бы их просто убили. Как мы могли не вмешаться? Хотя сразу было понятно, что последуют крики, санкции. В такой обстановке принять верное решение мог только человек, мыслящий на столетия вперед. События в Донецке и Луганске подтверждают — тогда все сделали правильно. Повторю, у нас тоже есть отдельные граждане, продолжающие вопить: «Крым нужно вернуть, зачем мы туда полезли». Я в таких случаях отвечаю: «Съездите, поговорите с народом. Узнайте, каково им было в ожидании войны».

Отца главного героя, украинского офицера, играет Геннадий Яковлев, он сам участвовал в тех событиях. Артист рассказывал, что они с друзьями ездили по Севастополю, ставили блокпосты. А он все время думал, что скоро здесь начнется война. Нужно срочно вывозить родных. Но куда? Что делать? Непонятно… Вот это ощущение близкой катастрофы стало частью жизни крымчан в те дни.

Решение было принято людьми, которые, поверьте, очень хорошо понимали свою ответственность. Не дать убивать, защитить — что может быть важнее для человека в форме. В Крыму это сделали, если можно применить это слово, красиво. Сейчас ту операцию изучают во многих генштабах мира. Она уникальна по организации, по психологическому состоянию ребят, там работавших. Ведь они же шли не воевать, а защищать. И поэтому морально были сильнее украинской армии, которая там стояла. За нас проголосовало подавляющее большинство простых людей. А украинские военные наконец поняли, что стали чужими на полуострове.

культура: «Крым» основан на реальных событиях. Не боялись, что Вас упрекнут в недостоверности, как это происходит, например, с «Матильдой» Алексея Учителя?
Пиманов: Кто хочет увидеть документальное кино, пусть смотрит «Крым. Путь на Родину». У нас в первую очередь художественный фильм, где есть два собирательных образа, наши влюбленные герои, которые находятся в центре событий. Настоящее кино должно помогать осмыслить то, что происходит в вашей жизни. Добиться этого можно только художественными методами. Поэтому, даже если картина основана на реальных событиях, приходится что-то выдумывать, обострять. Ведь у нас всего полтора часа экранного времени. Обо всем рассказать нереально. Да и не надо. Главное — та эмоция, которую должны пережить люди в кинотеатре. Ради чего делался это фильм.


Что касается кампании вокруг фильма «Матильда», на мой взгляд, это величайшая глупость. Я, конечно, приношу извинения за свои слова, потому что по-человечески хорошо отношусь к Наталье Поклонской, но запрещать кино ни в коем случае нельзя. Можно снять другую ленту, открыто оспаривать какие-то моменты, но не запрещать.

культура: Посольство Украины в Минске направило в МИД Белоруссии ноту протеста в связи с трейлером «Крыма». Как думаете, с чем это связано?
Пиманов: Мы дозвонились до этого посла и, не называя имен, выяснили причину. В трейлере и в картине есть сцена, рассказывающая о трагедии под Корсунем. Тогда боевики сожгли автобусы с крымчанами, возвращавшимися из Киева, убили несколько человек, остальных заставляли ползать на корточках, кричать «Слава Украине!», собирать руками и есть стекло. Это была показательная казнь, предтеча Одессы: мол, то же самое ожидает и остальных жителей полуострова, если только посмеют выступить против киевской власти. Эти кадры висят в интернете, но ни один украинский канал их не показал. Именно этот эпизод так взволновал посла, мол, зачем это вытаскивать. Почему это нельзя показывать в кино, он так и не объяснил. А почему нельзя?! Ну, объясните мне? Причем в жизни было намного страшнее. Именно поэтому нашим фильмом мы хотим доказать, что любовь сильнее ненависти.


культура: Поэтому Вам так важно, чтобы картина вышла на Украине?
Пиманов: Да. Хотя надежды — ноль. Наш фильм снят для адекватных людей: русских и украинцев. Кто-то обязательно скажет, что «Крым» — это прокремлевская пропаганда. Сегодня любое кино про полуостров, кто бы его ни сделал: я, Кустурица или, прости Господи, Спилберг, будет воспринято определенными гражданами именно так. Я спокойно к этому отношусь. Но хочу, чтобы у людей была возможность увидеть ленту и убедиться — ничего подобного там нет. И если после просмотра «Крыма» хоть один украинец позвонит русскому, и они скажут, что любят друг друга, то, буду считать, свою миссию мы выполнили.


Фото на анонсе: Екатерина Чеснокова/РИА Новости