Сара Мун: «Гонка за молодостью портит мир»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.05.2017

В Москве открылась выставка звезды французской фотографии Сары Мун, автора необычных пикториальных снимков, словно подернутых меланхоличной дымкой. В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» она представляет проект «Смена состояний». «Культуре» удалось побеседовать с мастером.

Сара с неохотой дает интервью, так что этот разговор можно считать почти чудом. Невысокая, изысканная, с кудрявой каштановой челкой и ясными голубыми глазами, она словно воплощает своих героинь: нежных дев, изящно растворяющихся в монохроме. Впрочем, скорее всего, Мун — человек железной воли. Иначе ей, бывшей модели, не удалось бы стать фотографом с мировым именем, выдержав конкуренцию с коллегами-мужчинами, среди которых были и Хельмут Ньютон, и Ричард Аведон. Француженка, чье детство прошло в Англии (куда бежала ее семья во время Второй мировой), не стала играть на чужом поле, а выработала свой стиль: женский и деликатный.

культура: Ваши произведения будто нарисованы кистью. Что все-таки ближе — живопись или фотография?
Мун: Мне часто задают этот вопрос. Между кадром и картиной лежит пропасть. На холсте можно изобразить что угодно — ты сам себе хозяин. С фото так не получится: птица — это всегда птица, а цветок — все-таки цветок. Сложно целиком погрузиться в абстракцию. Хотя в новых работах я как раз попыталась приблизиться к нефигуративу.

культура: Еще одно изменение — стало больше цвета, которого Вы обычно избегаете.
Мун: Да, возникли ассоциации определенных оттенков с временами года. Поэтому по-английски выставка называется Another Season: хотелось показать, как на смену осени приходит зима, потом наступает весна… Вообще никогда не избегала цвета, если сталкивалась с ним — обязательно использовала. Скажем, когда снимаешь для журнала модель в красном платье, ты понимаешь, что это часть образа, поэтому не будешь переводить картинку в монохром.

культура: Многие сравнивают Ваши фото с винтажными. Какая эпоха Вам ближе?
Мун: Некоторые снимки я сделала еще в 70-е, так что они уже действительно винтажные (смеется). На самом деле, всегда были интересны 1930-е — удивительное время. Кино той поры, творения Мана Рэя.

культура: Вы начинали как модель. Трудно было сменить профессию?
Мун: Когда ты сам еще недавно позировал, встать по другую сторону камеры несложно. Многие помогали, подсказывали: и фотографы, и подружки-манекенщицы… В модельном бизнесе оказалась почти случайно: была молода, не знала, чем хочу заняться, и нуждалась в деньгах. Но о статусе топ-модели никогда не мечтала. К тому же я невысокая. Уже в те времена американские манекенщицы были ростом 1 метр 78 сантиметров. А теперь, в среднем,— 1,85.

культура: Как за последние десятилетия преобразилась fashion индустрия?
Мун: Перемены глобальные. Глянец стал менее изобретательным. Выработался жестко кодифицированный язык. В 70-е и 80-е было гораздо свободней. Все только начиналось: например, зародилось понятие pret-a-porter. А потом изменились маркетинг, журналы и вслед за ними — модная фотография. Ее язык постепенно утратил индивидуальность. Теперь приходится соответствовать определенным ожиданиям.

культура: И Вам тоже?
Мун: К счастью, нет. Я старше, мои работы известны. Представители брендов знают, в каком ключе я снимаю. Делаю только то, во что верю, — понятия «необходимость» не признаю. Поэтому, если мне предлагают сотрудничество, то дают реализоваться на 100 процентов.

культура: Долго пришлось искать фирменный стиль?
Мун: Никогда не подходила к этому рассудочно. У меня свой взгляд на вещи. Со временем он меняется: все-таки работаю почти 50 лет. Кстати, именно занявшись фотографией, я обнаружила, что близорука. Прежде не подозревала: просто видела мир размытым, а к врачу не обращалась. Оттого и кадры получались как в дымке, что некоторые считают моим фирменным знаком. Теперь ношу очки (смеется).

культура: Правда, что многие снимки вдохновлены кино?
Мун: Да, поначалу любила его больше, чем фотографию. Фильм способен рассказать историю. Что касается светописи… Иногда работы выходят повествовательными. Для меня фото — кадры из киноленты, которой не существует.

культура: Можете представить себя в роли репортера?
Мун: Если бы пришлось документировать какие-то события, вряд ли получилось бы реалистично. Что касается военных фотографов… Думаю, они очень смелые. Их работы крайне важны: они часто используются как доказательства.

культура: Насколько истинны подобные снимки? Ведь все зависит от точки зрения автора, подачи темы.
Мун: Это касается любого мастера, не только военного репортера. Каждый выбирает, что показать, как кадрировать — фактически становится посредником. Если мы имеем дело не с фальсификацией — сейчас, в эпоху интернета, это происходит сплошь и рядом — снимок оказывается слепком определенного момента. Понятно, что фотограф не может побывать везде и охватить все. Это трудная работа, женщины и мужчины, делающие подобные кадры, видят множество трагедий, и эмоционально пережить такое тяжело.

культура: Женщин-фотографов сейчас немало?
Мун: Они существовали всегда, просто перестали быть незаметными.

культура: Кстати, почему большинство Ваших моделей — именно барышни?
Мун: Мужчин я тоже снимаю. Вот только мода, в основном, рассчитана на прекрасный пол.

культура: А что такое женственность?
Мун: Всегда считалось, что это значит нравиться мужчинам — быть хрупкой, беззащитной. Мне же кажется, многое зависит от собственного вкуса, взгляда… Хотя журналы все равно пытаются навязать жесткие стандарты: ты должна выглядеть как топ-модель, носить каблуки, чулки. Но женственность — врожденное, естественное качество, к чему столько усилий? Зачем играть в подобные игры и соответствовать навязанным ожиданиям: жалеть, что у тебя не те ноги или бюст. Можно быть полной и женственной. Или худой и женственной.

культура: Еще одна тема — культивируемая молодость…
Мун: Действительно — нет ничего привлекательнее свежего лица. Рекламодатели продают свои товары не только юным девам, но и взрослым женщинам. Однако, чтобы красиво преподнести тот или иной продукт, используют «упаковку» в виде молодости. Есть и технические моменты. Для 18-летней модели можно поставить любое освещение, сделать какой угодно грим… Всеобщая гонка за молодостью портит мир вокруг нас. Люди после 45 не могут найти работу. Подобная тенденция прослеживается и в сфере паблисити. Даже в магазин возьмут работать скорее юную кандидатку, чем женщину 50 лет, потому что первая выглядит лучше. Это глубоко неправильно.