Вадим Степанцов: «Если раньше угнетал телевизор, то теперь — интернет»

Денис БОЧАРОВ

22.06.2016

Бессменный лидер вандал-рок-банды (по их собственному выражению) «Бахыт-Компот», автор многих стихов, в том числе текстов знаменитых песен группы «Браво» «Король Оранжевое лето» и «Добрый вечер, Москва», великий магистр самопровозглашенного Ордена куртуазных маньеристов — это все о нем, о Вадиме Степанцове. Недавно ведомая им «банда» выпустила компиляцию greatest hits под звучным названием «Крепленый компот из молодильных яблок». По горячим следам релиза поэт и музыкант ответил на вопросы «Культуры».       

культура: Как появилась идея наконец-то подготовить официальный сборник хитов? Почему эта мысль вызревала так долго?
Степанцов: Ну, вообще-то она существовала довольно длительное время, просто сейчас, наверное, звезды совпали. Нам сделали соответствующее предложение — а дальше уже, как говорится, дело техники. 

Надеюсь, пластинка появилась своевременно, поскольку большинство наших номерных альбомов сегодня днем с огнем не сыщешь. Ведь прилавков, торгующих компакт-дисками, остается все меньше, и те из них, которые как-то держатся, предлагают записи мейнстримовых, тиражных артистов. А группа «Бахыт-Компот» никогда таковой не являлась. 

культура: Концертируете часто?
Степанцов: Скажем так, регулярно. У меня ведь, помимо «Компота», есть еще два проекта. Один из них, «Степанцов и Бурлеск-оркестр», представляет собой камерный коллектив (контрабас, гитара, ударные), с которым выступаю по небольшим заведениям. А другой, «Бедлам-Капелла», — стихотворно-романсовый. Он тоже мне тешит душу. 

культура: Да, то, что сочинение стихов является основной сферой деятельности Вадима Степанцова, хорошо известно. Что представляет собой среднестатистический день современного поэта?
Степанцов: Если раньше угнетал телевизор, то теперь — «Фейсбук» и «ВКонтакте». И пока оттуда выберешься, не заметишь, как целый день прошел. Стараюсь при этом находить время для чтения — будь то художественная литература или non-fiction. Это касательно будничной стороны вопроса. Если же говорить о творчестве, то периодически выпускаю стихотворные сборники. Другое дело, что раньше сотрудничал с крупными издательствами, а теперь перешел на андерграундную форму поэтического существования — печатаю маленькие тоненькие книжечки, которые удобно носить в кармане. 

культура: Что подпитывает творческий процесс? Чем определяется количество и качество создаваемых строк? Стихи для Вас — плод вдохновения или результат обыденной, привычной работы?
Степанцов: Не писать я, конечно, могу. Но если не делаю этого довольно долгое время, чувствую, что начинаю заболевать, появляется внутреннее ощущение закисания. Источником вдохновения для меня служат, разумеется, классики. Впрочем, и современники нет-нет да чему-нибудь научат. Правда, не всегда хорошему, но это отдельный разговор. Нельзя жить в обществе и при этом быть от него свободным. 

культура: В песне «Панк» с последней пластинки есть такие строки: «Я в страшном сне представить не мог, что мне украинец — не брат». Как Вам кажется, кончится когда-нибудь это безумие?
Степанцов: Только когда сковырнется хунта и сегодняшнее нелегитимное правительство прикажет долго жить. Последнюю четверть века это самое безумие активно унавоживалось. Как говорит мой приятель Митя Шагин: «Да что же это такое — как приедешь на Украину, включишь телевизор, а там постоянно талдычат: «голодомор, голодомор». Так вот, когда людям закончат промывать мозги про их исключительный голодомор, надежда появится. 

Кстати, недавно мы выступали на Дне республики в Донецке и собираемся вновь посетить этот город. 26 июня у нас запланирован там концерт. Предполагается, что на одной сцене с нами будет выступать Иосиф Кобзон. Года два назад я бы ужаснулся от одной мысли о подобном творческом альянсе, но сегодня Иосиф Давыдович мне представляется куда более рок-н-ролльным парнем, чем многие «официальные» рок-музыканты. 

культура: Ярко выраженных стебовых интонаций в творчестве «Бахыт-Компота» не расслышит только глухой. Однако Ваши лучшие вещи, созданные вне пределов этой группы, совсем иного свойства. Расскажите, как появились «Король Оранжевое лето» и «Добрый вечер, Москва». Часто ли вообще к Вам обращаются с просьбой написать текст для песни?
Степанцов: В последнее время редко, поскольку артисты — народ довольно странный, они в основе своей рассуждают по принципу: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Поэтому моя попытка возобновить контакт с «Браво» в лице Евгения Хавтана успехом, увы, не увенчалась. Все лучшие песни этого коллектива написаны давно, и «Король Оранжевое лето» — из их числа. То был мой первый опыт сотрудничества с «Браво», и, видимо, самый удачный. На новом альбоме «Бахыт-Компота» вещица, возможно, будет перезаписана — в виде бонус-трека представим последнюю авторскую версию. Надеюсь, для многих она предстанет в неожиданном ракурсе. Для затравки приведу несколько строк:

Король Оранжевое лето,
Золотоглавый хулиган,
Молотит солнцем, как кастетом,
По нашим буйным головам...

Кстати, с этим текстом композицию иногда исполняют и сами музыканты «Браво» — оттягиваются таким образом. Мы ее на концертах тоже частенько играем. 

культура: Когда планируете выпустить новый альбом?
Степанцов: Он уже практически «на сносях», выйдет предположительно в середине — конце августа. А 10 сентября мы его презентуем в клубе Yotaspace. Так что сейчас на концерты стараемся особо не размениваться — делаем последние штрихи к альбому. Также копим силы и народное терпение, чтобы в сентябре все прошло как надо. Тех же поклонников, у кого терпения не хватит, приглашаем 1 июля на концерт в рюмочную «Зюзино». 

культура: У Вас очень ровный, ритмичный стих. Из чего напрашивается вывод, что в подавляющем большинстве случаев первоосновой для песен группы «Бахыт-Компот» является лирика: сначала создается текст, а потом на него накладывается музыка.
Степанцов: Так оно и есть. Я обычно представляю, в каком темпе композиция должна звучать, каким примерно характером и настроением ей следует обладать. Показываю ребятам текст, а дальше уже начинается их работа: они отвечают за расстановку аккордов, аранжировку и прочие щипковые-клавишные. Я композитор довольно примитивный: могу, конечно, сочинить какой-нибудь псевдошансоновый мотив, но иногда это работает, как, например, в песне «Восьмое марта — дурацкий праздник», а иногда — нет. 

культура: В обычной жизни Вадим Степанцов такой же, каким предстает в текстах своих песен: разбитной, бесшабашный, хохмящий и прикалывающийся? Или все гораздо сложнее?   
Степанцов: Я, если честно, сумрачный, желчный тип. Весел бываю крайне редко и, как правило, в окружении прекрасных дам. Но поскольку я человек женатый, прекрасные дамы не всегда решаются ко мне подходить. 

культура: Известно, что в Литературном институте Ваш семинар вел Лев Ошанин. Какие остались воспоминания об этом человеке?
Степанцов: Мы друг другу не мешали, скажем так. Группа у него набралась, как мне тогда казалось, весьма беспомощная, я же был довольно ерепенистый малый, с гонором. Но Лев Иванович меня ценил, и я относился к нему с почтением. Другое дело, что поступал-то я не именно к Ошанину, а в институт для получения высшего гуманитарного образования. Хотя, признаться, там было полно бездельников, которые били баклуши и околачивали груши. 

культура: Вы поете: «Панк либо сдыхает, либо становится краше». Я так понимаю, это переосмысленный знаменитый афоризм Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Таков Ваш жизненный принцип?
Степанцов: Любопытное наблюдение, хотя мысль о Ницше не приходила мне в голову, когда я писал эту песню. Тут, наверное, все проще: одни выбирают безбашенный путь Сида Вишеса, а другие превращаются в веселых толстых клоунов, как Джонни Роттен (участники группы Sex Pistols. — «Культура»). Я волей-неволей остановился на втором варианте: видимо, жизненных соков во мне оказалось больше, чем у тех, кто предпочел спиться и сколоться.