Татьяна Жданок: «Наплыв беженцев и террористическая угроза выявили слабые стороны Евросоюза»

Татьяна МЕДВЕДЕВА

29.03.2016

После терактов в Брюсселе всех волнует одно: как сделать так, чтобы подобная трагедия не повторилась. Своим анализом ситуации с читателями «Культуры» поделилась Татьяна Жданок, депутат Европейского парламента, сопредседатель партии «Русский союз Латвии».

культура: Поражает, насколько оказалась уязвима столица Бельгии для терроризма, а ведь здесь расположены и штаб-квартира Евросоюза, и главный офис НАТО. Как Вы это прокомментируете? 
Жданок: Когда случилась трагедия, я находилась в Брюсселе. В качестве депутата Европарламента регулярно летаю сюда из Риги, аэропорт знаю словно свои пять пальцев. В эти дни в прессе прозвучало много критических замечаний о том, что у бельгийских властей не налажена координация действий. Проблема действительно существует и связана с чрезвычайно сложной конструкцией государства, фактически являющегося конфедерацией. Есть король как символ единства страны, но очень высока степень автономии Фландрии (северная провинция, где говорят на нидерландском языке) и Валлонии на юге (там в ходу французский). К этому добавляется проблема двуязычного Брюсселя, на который претендуют и Фландрия, и Валлония. Столица тоже имеет свои особенности. Она исторически составлялась из отдельных маленьких городков, сохранившихся как коммуны с собственным управлением. Вот отсюда и сложности с координацией...

культура: Какие выводы должна сделать Бельгия после террористической атаки? 
Жданок: Перед лицом терроризма нужно забыть о внутренних разногласиях и действовать слаженно. Это же требование относится и ко всему Евросоюзу. Я являюсь депутатом Европарламента с 2004 года. Наша задача — заботиться об общеевропейских правовых инструментах, в частности, влияющих на вопросы безопасности. Как правозащитник для работы я выбрала комитет по гражданским правам, юстиции и внутренним делам. Само его название включает, с одной стороны, права, с другой — определенные ограничения. Свобода и безопасность — конкурирующие аспекты в жизни общества и человека. И здесь очень важно достигнуть баланса между одним и другим. 

культура: Чтобы эффективно противостоять терроризму, нужен контроль за каждым... 
Жданок: В абсолютно заорганизованном обществе типа оруэлловского «1984» никто из нас не хотел бы жить — неприятно находиться под оком Большого брата. Однако абсолютная свобода — это уже анархия. Свободы должны соразмеряться с законными интересами государства. Поиск золотой середины — самая сложная проблема в законодательстве. В 2006 году мне был поручен доклад о стратегии Евросоюза в области недискриминации. Мы предложили специальные «позитивные меры» для находящихся в неблагоприятных условиях групп населения, в том числе национальных меньшинств. Эти идеи многие депутаты поначалу восприняли в штыки. Но когда в 2007-м по Франции и Бельгии прокатились бунты предместий, оказалось, что мы были правы. С другой стороны, я занималась в качестве содокладчика всеми вопросами, связанными с пересечением границ. Например, договором об общей визовой политике и договором Шенгена. Здесь наша позиция столкнулась с эгоизмом государств. В Европейском парламенте есть две маленькие группы евроскептиков, но основная часть депутатов настроена проевропейски. Это значит, что мы выступаем за гармонизацию национальных законов и передачу в компетенцию Брюсселя большего набора полномочий. Такой подход использовали и при подготовке регламентов по механизму временного восстановления проверки документов на внутренних границах стран — участников шенгенского соглашения. Он состоял в передаче соответствующих прав Еврокомиссии как исполнительному органу ЕС. Перспектива значительного наплыва мигрантов просчитывалась, и определенные рецепты были предложены. 

культура: Проблема беженцев уже тогда воспринималась как угроза? 
Жданок: Норму, которая чрезвычайно важна была бы сейчас в связи с ситуацией последних полутора лет (появление ИГИЛ и наплыв мигрантов), мы выдвигали от лица Европарламента два года назад. Но ее не поддержал Евросовет, где заседают главы государств и их профильные министры. Возник законодательный коллапс, регламент оказался заморожен. Европарламент 18 месяцев перетягивал этот канат и проиграл Евросовету. И возник хаос, который мы теперь наблюдаем. Когда каждая страна вдруг вводит проверки на границах. Это делают Франция, Австрия, Дания, Германия. Я считаю, что сейчас ЕС должен, в конце концов, ответить на вопрос, как быть дальше. Либо централизованное управление всеми процессами, связанными с пересечением границ, внешних и внутренних, а также резкое усиление таких общеевропейских структур, как Европол и Фронтекс, либо все разбегаются по национальным квартирам.

культура: Лично у Вас возник страх за свою безопасность после того, что произошло? 
Жданок: Я православный человек. Верю в Промысел Божий. Моя жизнь не изменится. Я столь же регулярно буду бывать в Брюсселе. Сейчас у нас в парламенте так называемая «зеленая» неделя — время деловых поездок. Из Брюсселя полечу на Корсику, где 30 марта начинает работу съезд партии «Европейский свободный альянс», куда входит «Русский союз Латвии».