Владислав Третьяк: «Страна должна быть сильной, иначе ее сомнут»

15.12.2015

Андрей КУЗНЕЦОВ

17 декабря в «ВТБ Ледовом дворце» стартовал Кубок Первого канала по хоккею, — легендарный турнир спустя два года вернулся в столицу из Сочи. Накануне соревнований на вопросы «Культуры» ответил президент ФХР, трехкратный олимпийский чемпион, легендарный голкипер ЦСКА и советской сборной Владислав Третьяк.

культура: Многие поколения болельщиков с особым трепетом относятся к Московскому международному турниру. С чем, кроме талисмана-снеговика, ассоциируется у Вас домашний этап Евротура? 
Третьяк: Множество приятных воспоминаний связано с этим соревнованием, в котором участвовал шестнадцать лет подряд — с 1969-го по 1984-й. Кубок Первого канала — большой праздник. Проходи турнир в сентябре или апреле, такого чудесного антуража добиться бы не удалось. А вот когда снег, елки, предчувствие сказки, совсем другое дело. Да еще и лучшие хоккеисты страны собираются на одном льду и сражаются с принципиальными зарубежными соперниками — чехами, финнами, шведами. Замечательная россыпь удовольствий для поклонников спорта, словно горка конфет, высыпавшаяся из найденной под елкой коробки с подарками. Вспомните декабрь 2012-го, когда предновогодняя Москва сумела вживую увидеть лучших мастеров страны. В тот год за океаном был локаут, и Овечкин, Малкин, Дацюк подарили нашим болельщикам волшебство на льду. У национальной команды есть добрая традиция — выигрывать предновогодний хоккейный турнир. Надеюсь, не изменим привычке и на сей раз. В Москве который год не достать билетов на декабрьские матчи сборной России. Вот и сейчас та же картина. Просьбы от желающих попасть на хоккей сыплются так, что хоть телефон отключай. 

культура: В 2016 году исполнится десять лет Вашему пребыванию на посту главы Федерации хоккея России. Какого подарка к юбилею хочется? 
Третьяк: Тут и думать нечего — успеха на домашнем чемпионате мира. Пусть любимая народом «Красная машина» в мае победит всех соперников и возьмет золотые медали. Когда играешь на родной земле, интерес к результатам команды намного выше. Ответственность запредельная, ведь за тобой следят миллионы людей. Следующий год вдвойне знаковый для отечественного хоккея, поскольку будет праздноваться его 70-летний юбилей. Так что сборная России должна подготовить подарок не только для меня. В мае, кстати, отметим еще одну дату. В 86-м советская команда взяла «золото» на мировом первенстве в Москве. С тех пор домашних чемпионатов мира больше не выигрывали. Видите, вариантов нет — надо побеждать.

культура: Тем более что за время Вашего руководства сборная приучила к многочисленным успехам. 
Третьяк: Нам удалось возродить победные традиции отечественной «шайбы». Вернули России чувство гордости за хоккей. Еще в середине 2000-х все было иначе. Наша страна подрастеряла ореол ледовой непобедимости, практически утратила статус мировой хоккейной сверхдержавы. К сожалению, лихие 90-е ввергли любимый вид спорта в такой кризис, что вместо побед регулярными стали грандиозные скандалы. А поводов для гордости в какой-то момент почти не осталось. Не зря родилась повальная мода сравнивать хоккеистов с нашими доблестными непутевыми футболистами — и те, и те, мол, ничего дельного добиться не могут (улыбается).

Об этих грустных вещах мне напомнил президент в 2006-м. Я тогда был депутатом, возглавлял в Госдуме комитет по делам молодежи и спорта. И меня вызвал Путин. «Сборная почти 15 лет не брала «золото» на крупных турнирах. А перед нами стоит грандиозная государственная задача. Объединять народ, воспитывать патриотизм и гордость за Родину. Делать это нужно в том числе за счет больших хоккейных побед», — сказал глава государства. 

Владимир Владимирович дал мне поручение возглавить ФХР, изменить ситуацию к лучшему. Рад, что удалось выполнить поставленную задачу. Мы превратили сборную России в команду, которую соперники боятся, свои болельщики ее обожают, а уважают — все без исключения. За восемь лет ребята взяли на чемпионатах мира четыре «золота», два «серебра» и «бронзу». 

культура: Россия-2016 — хоккейная сверхдержава?
Третьяк: С этим не поспоришь. Порой и серебряным медалям болельщики не рады, второе место считается досадной осечкой. Прямо как в советские времена! А еще горжусь тем, что за десять лет вдвое увеличилось число мальчишек, занимающихся хоккеем. Сегодня в России — 85 000 игроков всех возрастов. Здорово и то, что в нашем любимом виде спорта наконец-то выстроена рабочая, полноценная вертикаль. Мы реанимировали «Золотую шайбу» — самый массовый этаж русской хоккейной пирамиды. Над ней — детские школы, затем юниорская лига, РХЛ, потом молодежная с двумя подгруппами «А» и «Б», высшая лига. На вершине — КХЛ. А вокруг пирамиды профессиональных турниров — чемпионаты для тех, кто строит неспортивную карьеру, но хочет гонять шайбу ради удовольствия. Есть студенческая лига, любительская, ночная. В женском хоккее тоже порядок. В России есть система, позволяющая раскрыться любому. Спасибо правительству и Министерству спорта за ту помощь, которую они оказывают ФХР. Одна кампания по массовому строительству ледовых дворцов чего стоит. По количеству катков мы вышли на первое место в Европе. Хотя, с учетом наших просторов, и четырех с половиной сотен дворцов мало. Всегда хочется большего. Русский хоккейный человек — максималист до мозга костей. Иначе и быть не может.

культура: Летом 2014-го, накануне переизбрания главой ФХР на новый четырехлетний срок, Вы говорили, что в России есть две самые расстрельные в плане объемов критики должности — министр сельского хозяйства и президент хоккейной федерации...
Третьяк: Как показали последующие события, в список можно смело добавить главу футбольного союза (смеется). Нет, правда, в нашей стране все знают, как сеять, пахать, комбайны на поле выгонять. Не говоря уже о секретах работы с шайбой или мячом. 

культура: В роли главного хоккейного человека страны Вы отработали два олимпийских цикла. После того груза ответственности, который испытывали во время Сочи-2014, Вас на управленческом поприще уже ничем не испугаешь? 
Третьяк: Волноваться не разучусь никогда. Все-таки мы — победители, в ЦСКА и национальной команде СССР всегда выигрывали. Поэтому каждую неудачу воспринимаю как личную. 

культура: Какой матч сборной России последних десяти лет добавил больше всего седых волос? 
Третьяк: Конечно, легендарная битва с канадцами в финале чемпионата мира-2008 в Квебеке. Когда-то Владимир Высоцкий рассказывал о победе сборной СССР над Канадой, вдохновившей его на создание песни «Профессионалы». «Игра была трагическая», — использовал театральный термин Высоцкий. Так вот, решающий поединок в Квебеке тоже оказался шедевром драматургии. Мы уступали родоначальникам хоккея 2:4, потом сравняли счет, а в овертайме Илья Ковальчук забил счастливейший победный гол. И спустя пятнадцать лет вернул России «золото». 

культура: Успехов у отечественного хоккея в последнее время действительно много. Но наверняка и без проблем не обходится? 
Третьяк: Проблема номер один: нужно еще больше льда. Места на катках для всех желающих не хватает. Иногда читаешь очередной прогноз компетентных ученых о предстоящем глобальном похолодании и думаешь: хоть бы сбылось (смеется). Потому что улица нынче нас подводит. Мы с вами сидим тут декабрьским днем, разговариваем — а за окном солнце, пар от земли и плюс восемь на термометре. Даже в Париже холоднее. В Москве эпохи моей юности в начале зимы тридцатник ниже нуля прижимал. Вот и была хоккейная массовость. А где сейчас погонять шайбу пацанам, не попавшим на закрытый каток? 

Проблема номер два: нужно больше ярких звезд. Меня немного волнует работа в клубах КХЛ, ВХЛ и МХЛ. Среди 20-летних из года в год — масса очень одаренных ребят. Но потом, на этапе перехода во взрослый хоккей, они куда-то пропадают. В прежние времена постоянно появлялись сверхталантливые молодые люди — Мальцевы, Харламовы, Васильевы. А сейчас звезды такого калибра зажигаются куда реже. Русскому хоккею, нашей сборной нужна более щедрая подпитка. Чтобы Панарины и Кузнецовы влетали в главную команду страны не раз в пятилетку, а каждый год. В прошлом сезоне председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко пообещал мне, что в лиге наиграют одну готовую тройку для национальной команды. И сдержал обещание, спасибо ему. Но в этом сезоне, увы, такого гарантировать Геннадий Николаевич уже не может. Потому что проявившие себя парни уехали пытать счастья за океан, а на их место никто не заступил. Пока...

культура: Вы, будучи вратарем ЦСКА и сборной СССР, выиграли несметное количество титулов. Какое место среди многочисленных регалий занимает победа в заочной борьбе за право зажечь сочинский олимпийский огонь? 
Третьяк: Тот факел зажигал не один я. А еще представители трех поколений хоккеистов легендарной «Красной машины», с которыми посчастливилось сражаться бок о бок. Ведь впервые появился в сборной СССР, когда в ней еще задавали тон Фирсов, Рагулин и Ко. Потом прошел огонь, воду и медные трубы с Михайловым, Петровым, Харламовым. Ну а в компании Крутова — Макарова бился против канадских суперзвезд 80-х — Гретцки и Лемье. 

Поэтому поручение нести факел к чаше олимпийского стадиона Сочи — не только мой личный спортивный пик. Я же не «индивидуалист» — не лыжник, не конькобежец. Даже Ирина Роднина, вместе с которой мы зажигали огонь, каталась в паре. А у меня во время игровой карьеры было гораздо больше партнеров-соавторов многочисленных золотых успехов. И тот февральский день стал данью уважения всем громким победам советского хоккея. 

культура: О тех славных временах нынче фильмы снимаются. Нравится «Легенда №17»? 
Третьяк: Да. Раньше в России не было ни одного столь патриотического фильма о спорте. 

культура: Актер, сыгравший молодого Третьяка, на Вас, несомненно, похож. 
Третьяк: Спорить не стану. Вот только на экране он одно лишь слово перед матчем с Канадой сказал... 

культура: Вы во времена Суперсерии-1972 говорили в раздевалке больше? 
Третьяк: Ненамного (улыбается). Главное, что фильм очень патриотичный. Его вся страна посмотрела, причем с интересом. Пробрало всех — от матерых болельщиков до девчонок-школьниц. Правильная вышла картина. 

культура: И Олег Меньшиков был великолепен в роли вашего хоккейного отца — Анатолия Тарасова. 
Тарасов: Согласен. Правда, по комплекции Анатолия Владимировича больше напоминает Валентин Смирнитский, сыгравший Портоса в «Трех мушкетерах». 

культура: Или покойный Алексей Смирнов, механик Макарыч из легендарного фильма «В бой идут одни «старики». У него вообще портретное сходство с Тарасовым. 
Третьяк: Вот-вот. Но характер, психологию нашего легендарного тренера Меньшиков передал блестяще. Я ему об этом сказал после премьерного показа. 

культура: В фильме, кстати, прямая аналогия с нынешней обстановкой. У России и Запада вновь не самые лучшие отношения. 
Третьяк: Если раньше произносил тосты за дружбу, любовь, здоровье, то теперь поднимаю за столом бокал за мир. Не думал, что в 63 года придется опять говорить о глобальной угрозе. Знаком с массой иностранцев — из Америки, Чехии, Финляндии. Поверьте, никому война не нужна, никто ее не хочет! В высших политических эшелонах напряженность. Но народы-то хотят жить мирно. Все, что творится сейчас, неправильно. 

культура: А кто, на Ваш взгляд, творит неправду и несправедливость? 
Третьяк: Не хочу никого публично обвинять, говорить категориями прав-виноват. Молю Бога, чтобы побыстрее все закончилось. Совсем без войн в истории не бывает — особенно локальных. Но сейчас мы стоим на рубеже, переступить который нельзя. Дальше шагать некуда. И я, безусловно, поддерживаю политику нашего президента. Владимир Владимирович защищает интересы страны, усиливает ее оборону. А что делать-то? Страна должна быть сильной, иначе ее сомнут. Вот хоккейный пример. Когда сборная СССР приехала в 1972-м играть Суперсерию, в Канаде нам чуть ли не в лицо смеялись. Но стоило показать свою мощь, победить на льду профессионалов, пришли кланяться. «Гуд морнинг», «хау ду ю ду», журналисты в оставшиеся дни ходили за нами, как приклеенные. Чтут только тех, кто с кулаками. Я всегда и всех так учу. Советский Союз уважали за то, что он был ядерной сверхдержавой. А со слабыми говорят сквозь зубы. Эти правила едины — для спорта, политики и жизни в целом. 

культура: Хоккейные заботы не мешают уделять внимание другим сферам, например членству в патриаршем совете по культуре?
Третьяк: На заседаниях совета думаем о том, как воспитывать смену. С подрастающим поколением обязаны работать все. Семья, школа, государство, общество, духовенство. Нужно объединять усилия. Чтобы молодежь была физически развитой, грамотной, сориентированной на правильные жизненные ценности. Иначе мы ее потеряем. Я из поколения советских людей, тогда в сфере воспитания было очень много хорошего. Уважение к старшим, патриотизм, трудолюбие, любознательность, готовность помочь слабым. К сожалению, сегодня интернет забрал души наших детей. Компьютер учит всякой дряни. Убивай, насилуй — тебе еще с экрана покажут детальную инструкцию, как это делать. Необходимо создавать противовес. Только так можно выиграть борьбу за человека. Если мы ее проиграем — я не знаю, что будет через десять лет с нашей страной. Когда мое поколение уйдет на отдых, а к штурвалу встанут воспитанные в 90-х. 

культура: Спортивная династия Третьяка возобновилась только в третьем поколении... 
Третьяк: Моя жена всегда говорила: «Один хоккеист-профессионал в семье — уже слишком много». Поэтому сына Диму в хоккей не отпустила. 

культура: А он хотел? 
Третьяк: Сначала — конечно. Любой нормальный парень хочет походить на отца. «Хоть один мужик пусть дома будет, а не в разъездах», — сказала супруга. И настояла на своем. Зато внук Максим стал полноценным наследником. Не только хоккеистом, но еще и вратарем. Мечтаю увидеть его первым номером ЦСКА и национальной команды. Сейчас вот борется за место в составе сборной России. Пока молодежной. 

С внуком

культура: Если попадет в состав на чемпионат мира, какие напутствия дадите?
Третьяк: Скажу то же, что всегда. «Получай удовольствие. Без поражений в нашей жизни не бывает — но главное здесь дух и борьба. Бейся, воюй, преодолевай трудности, побеждай соперников. Мастерство, необходимое для таких успехов, у тебя есть». Максим действительно предан хоккею на сто процентов. Он с пяти лет повсюду со мной ездил. Кто из звездных вратарей мира Третьяка-младшего только не учил. И Белфор, и Набоков. «Ты видел лучших профессионалов мира. Ты можешь все. Вся будущая карьера в твоих руках — иди вперед, борись, разбирайся в себе, если что-то сделал плохо». Так звучат напутствия деда — самого строгого тренера в хоккейной карьере Максима Третьяка. 

культура: На предстоящем молодежном первенстве планеты он может почувствовать, что для спортсмена значит встречать Новый год вне дома. 
Третьяк: Вообще-то со мной во времена игровой карьеры подобное происходило семнадцать зим подряд. До сих пор люблю этот праздник больше всех остальных — возможно, потому что раньше никак не получалось встретить его в кругу самых близких людей. Спорт отрывает от обычных человеческих радостей. Представьте, как обидно: сидишь с командой в какой-нибудь Японии, на 1 января запланирован совершенно неважный матч. Но все равно — в 11 вечера отбой. Весь мир гуляет, а ты сиди в кровати, как дурак. С другой стороны, это неизбежные в жизни спортсмена моменты. Я и молодых учу: терпите, хоккей требует жертв. Карьера длится 10–15 лет, потом нарадуетесь. Проникаются моей «проповедью», к сожалению, не все...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Пров 22.12.2015 00:45:53

    "Компьютер учит всякой дряни...Необходимо создавать противовес". - И быстро! До этого навести порядок в спортивном хозяйстве и прочих сферах отдыха, исключив там проявления насилия, жестокости, "звездности" и прочего бескультурья. Не должны получать миллионы халявных спонсорских или рекламных денег те, чей труд (бесспорно, нелегкий) менее важен, чем врача, инженера, учителя, научного работника. Количество культивируемых в стране видов спорта необходимо "отфильтровать" : неужели керлинг, шорт-трек, бобслей, женский бокс (и мужской), женская штанга и т.п. дюже зрелищны? Целесообразно государственную поддержку оказывать самым экономичным и зрелищным, наименее травмоопасным видам спорта: шахматы, легкая атлетика, гимнастика, бадминтон, теннис, плавание, ватерпол, волейбол, баскетбол, гандбол, лыжи (беговые), бег на роликовых коньках.

    И самое главное - обеспечить приоритет массовой физкультуры над профессиональным спортом.
  • alt

    Мирон 22.12.2015 10:30:43

    Без легионеров ничего не можем уже, господин Третьяк? Так позорно еще "красная машина" никогда не выступала, как на нынешнем кубке Первого...
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть