Джефф Монсон: «Россия ассоциируется с силой»

Сергей ВИНОГРАДОВ, Череповец

09.12.2015

Американский чемпион по смешанным единоборствам и джиу-джитсу Джефф Монсон в ожидании российского паспорта познает вторую родину. Спортсмен отправился по нашим регионам с серией бесплатных мастер-классов. Ближайший большой бой он проведет 25 декабря в Москве. Новый год и собственное 45-летие, грядущее 18 января 2016-го, также планирует отметить в России.

Корреспондент «Культуры» встретился с чемпионом в Череповце после мастер-класса, собравшего более двухсот спортсменов. Американец прилетел на Русский Север из Майами и вышел из самолета в шлепанцах, но уже через пару часов получил в подарок прорезиненные валенки — у кого-то из местных дрогнуло сердце. Джефф Монсон рассказал нам, что именно манит сильных людей планеты в Россию, откуда появилось его прозвище Снеговик и чем ему так полюбились советские серп и молот.

культура: Какой багаж русских слов Вы уже накопили? 
Монсон: Штук десять произношу хорошо, но понимаю где-то пятьдесят. Этого мало, конечно, и мой словарный запас, обещаю, будет прирастать. Сейчас чаще всего использую слово «привет». Ваш язык очень сложный, скажу честно, стараюсь его изучать по мере сил, но пока не слишком получается. Мне нужна помощь и, к счастью, сейчас вокруг меня достаточное количество русских, всегда готовых уделить мне время. 

культура: Как движется эпопея с обретением российского гражданства? В ноябре СМИ написали, что Вы уже получили паспорт, но, оказалось, поторопились…
Монсон: Да, ошибка произошла из-за того, что журналисты увидели меня в майке с надписью: «Я россиянин». Я работаю над тем, чтобы получить российский паспорт. Осталось буквально одну подпись получить. Надеюсь, мои поездки по стране и выступления как-то убыстрят этот процесс, и я стану гражданином РФ в самое ближайшее время. 

культура: В одном из интервью Вы сказали, что внутри ощущаете себя русским. Можете сформулировать это чувство?
Монсон: Еще в детстве я осознавал близость к вашему народу, когда читал о революции 1917-го, о Второй мировой войне и Сталинградской битве. Я восхищался русскими людьми, их мужеством и чувством справедливости — за правду они всегда бились до победы. Я долго собирался побывать в стране своей мечты, а когда, наконец, прилетел, был очень удивлен своим ощущениям: почувствовал себя здесь так, словно вернулся в семью. Меня отлично принимали, причем не только в Москве и Петербурге, но и во многих других городах. Хорошо известно, что нельзя выбирать, где родиться, но ты волен сам решать, где и рядом с кем быть. 

культура: Использование советских символов стало частью Вашего имиджа — накололи на голень татуировку серпа и молота, выходите на ринг под гимн СССР. Что Вы хотите этим сказать?
Монсон: Тут много всего сошлось. Могу решительно заявить, что не проповедую коммунизм или социализм. Но я со многим согласен в советских учениях — например, с тем, что люди должны сплачиваться вокруг великих целей и всячески помогать друг другу. Сейчас это необходимо человечеству, чтобы выжить. 

культура: В спорте Вы известны под прозвищем Снеговик. Как боец, который тренируется в жаркой Флориде, получил такое северное прозвище?
Монсон: Этот никнейм появился 15 лет назад. Я приехал на свой первый чемпионат мира по смешанным единоборствам в Абу-Даби и одержал там ряд громких побед. В моем виде спорта белых спортсменов немного, и меня сначала прозвали Снежком. Я выигрывал бой за боем, и к концу турнира авторитет набирался, будто снежный ком: так и дорос до Снеговика. 

культура: Путешествуя по России, видите ли что-нибудь, помимо ковра и ринга? 
Монсон: Поверьте, в этих поездках спорт для меня отнюдь не самое важное, а зачастую и вовсе отходит на второй план. Я много лет интересуюсь русской культурой и историей и теперь стремлюсь восполнить багаж знаний о вашей стране. Мои отношения с Россией я бы назвал словом «изучение». Уверен, кстати, что знаю историю государства лучше многих россиян. Поверьте, это так. В поездках я получаю огромное удовольствие от обычного общения. Русские люди — фантастически открытые, приветливые и вежливые, причем им, по большому счету, неважно, Джефф Монсон ты или простой турист. 

культура: А что Вы думаете об уровне наших спортсменов?
Монсон: Он очень высок во многом благодаря характеру и серьезному отношению к спорту. Большинство из тех, с кем я встречаюсь на ринге и на мастер-классах, показывают силу духа и большой энтузиазм. И еще — они умеют учиться. По тем вопросам, которые мне задают русские спортсмены, я вижу, что они пришли не просто поглазеть на меня, но действительно хотят постичь что-то новое и развиваться. Когда ты встречаешь такое отношение, сам зажигаешься и хочешь показать как можно больше. Мы проводим мастер-классы не только для профессионалов. Просто в городских парках расстилаем маты, занимаемся с теми, кому это интересно. И по той потрясающей атмосфере, в какой это проходит, тоже можно оценить особую открытость русских, их жажду познания. 

культура: За годы Ваших визитов в Россию ситуация в единоборствах меняется?
Монсон: Безусловно. За последние пять лет сделан огромный шаг вперед, перемены налицо. Причем во многих дисциплинах — самбо, дзюдо, джиу-джитсу. В этом тоже я вижу черты национального характера и отношения к делу — русские не боятся идти вперед, мгновенно перенимают что-то занимательное и отдаются этому полностью. Отсюда такие быстрые результаты в единоборствах, о которых еще вчера здесь никто не слышал.

культура: Что главное в Вашей жизни?
Монсон: Дети и спорт. Кроме того, немного слежу за политикой, изучаю разные общественные науки. Но дети, их настоящее и будущее, занимают сильнее всего. Двое учатся в университете, один еще маленький. Мне очень важно знать, какие знания они приобретают, чем увлекаются, о чем думают. 

культура: Россия нынче привлекает множество сильных людей — кроме Вас, достаточно назвать боксера Роя Джонсона и актера Стивена Сигала. Почему это происходит?
Монсон: Нас манит сюда, потому что Россия ассоциируется с силой. И люди здесь физически и духовно крепкие, настоящие. Морозы, бедствия, нашествия врагов — ничто не берет русских. За века все это сплотило людей, сделало русских монолитной нацией, закалило. И они стали теми, кем являются и по сей день. 

культура: Россия и США враждуют десятилетиями. Два медведя не могут ужиться в одной берлоге?
Монсон: Русские и американцы враждуют, потому что плохо знают, а значит, мало понимают друг друга. Американцы, приезжая в Россию впервые, видят совсем не то, что им показывали по телевизору, и сильно удивляются. Я многократно слышал подобные признания. Они рассчитывали увидеть жестокую страну, которая хочет захватить весь мир, а встретили простых и доброжелательных людей. Я сам прочувствовал все это на собственном опыте. Сейчас отлично знаю и понимаю русских. Было бы неплохо, если бы каждый американец прошел тот же путь, но, к сожалению, это технически невозможно.