Людмила Разумовская: «Разрушители традиционных ценностей умножились и окрепли»

Сергей ВИНОГРАДОВ, Санкт-Петербург

30.09.2015

Первая «Елена Сергеевна» говорила по-эстонски, очередная вот-вот появится перед уругвайскими зрителями. Почти 35 лет идет на мировых подмостках пьеса, ставшая когда-то одним из самых ярких советских блокбастеров о школе. Накануне Дня учителя «Культура» встретилась с петербургским драматургом Людмилой Разумовской.

культура: Правда ли, что «Дорогая Елена Сергеевна», довольно смелая для того периода вещь, была написана по заказу Министерства культуры СССР? 
Разумовская: Совершенно верно. В конце 70-х годов я училась в Москве на высших театральных курсах при ГИТИСе. О молодых драматургах государство тогда заботилось, постоянно подкидывало нам какую-нибудь работу. И вот однажды, нескольким авторам, в том числе и мне, поступило предложение из Минкультуры написать пьесу, посвященную проблеме трудных подростков, — тема была модная, горячо в обществе обсуждаемая. Соответственно профильное министерство хотело как-то отреагировать, снизить накал. 

Пообещали заключить договор и выплатить аванс. Само собой подразумевалось, что пьеса должна быть «проходимой», то есть такой, чтобы можно было поставить на сцене. Мы с редактором придумали некий «правильный» сюжет для заявки. Исключительно, чтобы со мной заключили договор. Признаюсь, я понимала, что по заявленному сюжету пьесу, скорее всего, не осилю. 

культура: Но все же написали?
Разумовская: Не сразу и совсем не то. Я получила приличный аванс и благополучно его прожила. Приближался момент расплаты. Что писать, не знала, идей не было, с темой трудных подростков знакома была слабо. В поисках сюжета даже несколько раз ходила в суд, но и это не помогло. Однажды теплым августовским днем, выходя из Русского музея с выставки Константина Сомова, я присела на скамейку, и именно там сюжет «Елены Сергеевны» буквально свалился мне на голову, как Ньютону яблоко. Я мигом определилась с очень важными для написания пьесы условиями — предлагаемыми обстоятельствами и целью, к которой надо прийти по ходу действия, дальнейшее раскрасить было несложно. 

Что интересно, я не ожидала от этой работы далеко идущих последствий — сдала и забыла. Поначалу все так и оказалось. В министерстве пришли в ужас, ознакомившись с моим творением, и сделали вид, что ничего не было. По чистой случайности, будучи затем в Таллине, я оставила пьесу в республиканском минкульте и через несколько месяцев получила приглашение на премьеру. Пьесу поставил молодежный театр, причем на эстонском языке. С тех пор мне трудно назвать страну и язык, где бы «Елену Сергеевну» не ставили. Недавно вот сообщили, что в Уругвае приступают к репетициям, звали в гости.

культура: Вас не удивляет долговечность и интернациональность пьесы? Ведь в ней рассказывается о советской школе в конкретный исторический период накануне перестройки... 
Разумовская: Как выяснилось, эта история совершенно вне времени. Очевидно, я случайно угадала глобальный конфликт. И я бы не ограничивала его извечным противостоянием отцов и детей, который будет существовать при любом строе. Скорее, здесь можно говорить о непреодолимых противоречиях между людьми, представляющими традиционные ценности, и теми, кто не имеет моральных норм и границ. Последние живут в состоянии вседозволенности, только тогда им по-настоящему комфортно. В финале пьесы зло терпит поражение, причем герои-школьники наказывают себя сами, в этом и есть катарсис произведения. Эти ребята не законченные злодеи и, заходя все дальше, сами пока не знают, где остановятся. 

культура: У героев были прототипы?
Разумовская: Нет, весь сюжет исключительно плод авторской фантазии. Но писательская природа такова, что какие-то образы приходят к нам интуитивно, и даже придуманный персонаж может быть вполне узнаваемым и типичным.  

культура: Наверняка в учительской среде Вас воспринимали как заступницу — Ваша Елена Сергеевна честна и бескорыстна, несмотря на бедность и социальную забитость. Письма от «прототипов» были?
Разумовская: Да, особенно в самом начале, когда пьесу сначала запретили, а потом она триумфально пошла повсюду. Мне, правда, толком не перепадало письменных откликов — это театры получали их от учительниц мешками. Так что в роли заступницы педагогов я себя по большому счету не ощутила. 

культура: А сегодня, на Ваш взгляд, «Елены Сергеевны» существуют? 
Разумовская: Поймите, я ведь писала не про учительниц и не про их непростую долю. Вы можете быть представителем любой профессии, главное — те ценности, которые вы отстаиваете. А отстаивать то, во что веришь, до последнего могут не только педагоги. Я уверена, такие люди существуют и, по счастью, будут всегда. 

культура: В чем, как Вы думаете, особенность современных подростков?
Разумовская: Я бы не стала грести всех под одну гребенку. Сегодня есть очень хорошая молодежь — вдумчивая, умная, внимательная. Пожалуй, общее впечатление о ней не самое лучшее, в сравнении с советскими школьниками, но негатив всегда сильнее бросается в глаза. С другой стороны, те самые разрушители устоявшихся ценностей, о которых я говорила, не только не исчезли, а умножились и окрепли. Они не обязательно молоды, возраст тут вообще не важен, так же, как и пол, профессия, национальность. Все дело в жизненных позициях.


«Дорогая Елена Сергеевна»

Действие пьесы разворачивается в замкнутом пространстве городской квартиры. Четверо старшеклассников — три парня и девушка — приходят к учительнице, чтобы поздравить ее с днем рождения. Вскоре разговор фокусируется на утреннем выпускном экзамене по математике. Двое подростков, предчувствуя, что провалились, просят ключ от сейфа, где хранятся письменные работы. Елена Сергеевна наотрез отказывается, доводы ребят, что двойка закроет им дорогу в вуз, ничего не меняют.

И тогда вежливость слетает со школьников, женщине объявляют ультиматум: ее не выпустят из квартиры, пока она не выполнит их требование. Елена Сергеевна стоит на своем, с ужасом наблюдая, как звереют дети, знакомые ей много лет, и сдается лишь под угрозой изнасилования ими одноклассницы Ляли. В итоге школьники, будучи в шоке от самих себя, не берут ключ, а Елена Сергеевна запирается в ванной и, возможно, кончает жизнь самоубийством. Финал остается открытым. 

В 1988-м Эльдар Рязанов снял одноименный художественный фильм с Мариной Нееловой в главной роли. Картина, в которой режиссер очень незначительно отошел от пьесы, вызвала противоречивые оценки. Критики сочли ее слишком жесткой для прославленного комедиографа, педагогическое сообщество тоже было шокировано. Однако зрители проголосовали рублем, в первый год проката посмотрев фильм 16 миллионов раз.