Владимир Малышев: «Хранить традиции, успевать за инновациями»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

03.09.2015

1 сентября ВГИК отпраздновал 96-й день рождения. 250-местный актовый зал был переполнен — университет российской кинематографии чествовали пятьсот первокурсников, двадцать профессоров, именитые гости.

Ректор Владимир Малышев пожелал аудитории отпраздновать начало новой, незабываемой жизни так, чтобы не пришлось краснеть на занятиях. А еще — улыбаться педагогам, интересоваться успехами однокашников и быть готовыми к достойной встрече векового юбилея альма-матер. После официального торжества руководитель кузницы кинематографических кадров уделил время «Культуре». 

культура: ВГИК широко шагает по стране... Правда ли, что новый главный режиссер Севастопольского театра имени Луначарского открывает ваш пятый филиал? 
Малышев: Такие планы есть и — не скрою — буду счастлив, если нашему прекрасному педагогу, режиссеру Григорию Лифанову, разрешат набрать актерский курс в городе русской славы. Но ВГИК — государственное учреждение и данную инициативу необходимо согласовать с Министерством культуры. Я за то, чтобы расширяться, искать и находить таланты по всей стране — эта практика приносила плоды еще в советские времена. Год назад разослал главам национальных автономий предложения о целевых наборах режиссеров, операторов, актеров — мы могли бы обучать ребят и на местах, и в столице. Адресаты восприняли предложение в директивном ключе: направим в Москву талантливых ребят, а вы там, у себя, принимайте их без экзаменов. 

культура: Региональные лидеры могли бы сыграть по правилам. 
Малышев: Не в них дело. Культурная и национальная политика должна формироваться на государственном уровне. Рассмотрев наше предложение, Министерство культуры по согласованию с Министерством образования могли выделить дополнительные бюджетные средства для целевых наборов, мы же, в свою очередь, — принять лучших абитуриентов на общих основаниях. А нам сказали — действуйте в рамках выделенных бюджетных квот. Считаю, что регионам сегодня как никогда необходимо чувство принадлежности к единой неделимой стране. Опасно, если они замыкаются в себе. 

Существует мнение, что ВГИК работает лишь на столицу и Подмосковье, забывая о талантах из глубинки. Это басни — мы готовы принять всех, но не все до нас долетят. В 2015-м поступали 14 крымчан, десять прошли. Три года назад университету отдали кинотехникумы в Иркутске, Ростове-на-Дону, Сергиевом Посаде и Советске Калининградской области. Получив президентские гранты на переоснащение, закупили оборудование и решили поднимать на местах высшее образование. В этом году прошли первые наборы региональных творческих мастерских, особенно удачно — в Ростове. 

Общеобразовательные дисциплины поручили преподавать коллегам из местных университетов, а профессиональным навыкам будем обучать дистанционно и очно: наши мастера готовы к командировкам, и ВГИК примет студентов повариться в нашем котле один-два месяца. Верю, если не скатимся в упрощенчество, от абитуриентов отбоя не будет... Но есть проблема — учащиеся, поступившие на коммерческой основе, должны платить столько же, сколько их столичные однокашники — около двухсот тысяч рублей в год. По московским меркам, относительно немного, а для провинции — невероятные деньги. Случается, и у нас способные выпускники подают заявления об отчислении: «Не могу платить, отца уволили». Мы готовы доучивать бесплатно, но идет проверка за проверкой: эээ, ребята, да вы себе в карман кладете... 

культура: Чем ВГИК-2015 отличается от прошлогодней версии? 
Малышев: Количество бюджетных мест сократилось с 225 до 200, одновременно увеличился конкурс (при том, что за последние годы число выпускников школ упало вдвое). На актерский факультет было подано около двух с половиной тысяч заявок. После предварительных консультаций наши мастера рекомендовали пройти отборочные туры 385 претендентам (год назад их было в два раза меньше). В итоге за каждое место боролись пятнадцать абитуриентов, а в 2014-м — одиннадцать.

Режиссура игрового кино: около тридцати человек на место Дюжина ребят сражалась за образование в неигровом секторе (год назад — всего семь). Спрос на продюсерскую профессию возрос троекратно — до десяти человек. 

культура: По словам преподавателей, интеллектуальный уровень поступающих также стал заметно выше... 
Малышев: Да, но слабо подготовленных еще немало. Как и прежде, первые два года ВГИК тратит на то, чтобы подтянуть культурный уровень студентов. Думаю, сказываются последствия резкого введения ЕГЭ. Еще недавно у нас была одна из лучших в мире общеобразовательных школ, а сегодня ей остается гордиться лишь отдельными успехами в безнадежной борьбе с единым стандартом. Чего стоят победные реляции о сдаче госэкзаменов: на глазах у родителей детей пропускают через металлические рамки, обыскивают, как преступников. Это стыдно.

культура: Попирается человеческое достоинство, подрывается престиж образования... Но ВГИК с надеждой смотрит в будущее? 
Малышев: Открываем многострадальный новый корпус. Два года ушли на борьбу за электроподстанцию. Наконец, подключились — через полтора месяца распахнем двери аудиторий. Новый кинозал на 600 мест оснащен самым современным звуковым и сценическим оборудованием — эта площадка позволяет представлять публике студенческие постановки, дарить новую жизнь спектаклям выпускников, устраивать симфонические и вокальные концерты с привлечением студентов музыкальных училищ, приглашать на мероприятия учащихся из других вузов, проводить творческие встречи и мастер-классы. Превращать университет в интеллектуальный и культурный центр столицы. Без широкого кругозора кино не снимешь. Главная задача ВГИКа — устоять на трех китах: хранить традиции, давать качественное профессиональное образование, успевать за инновациями.

культура: Как поживает второе здание на Будайской улице?
Малышев: Требует капремонта, но не думаю, что он имеет смысл. Планируем построить на его месте корпус новых технологий — не только студентам, всем специалистам отрасли требуется переподготовка. Оборудование сегодня меняется каждые три — пять лет, а студентов нужно учить с опережением на опытных образцах, приобрести которые не способна ни одна кинокомпания, только государство.

культура: Со временем эта фабрика могла бы создавать уникальные российские ноу-хау, выйти на самоокупаемость и стать становым хребтом отрасли...
Малышев: Безусловно, но пока наши успехи скромнее. Несколько лет назад добились поручения правительства о привлечении студентов на проекты, создаваемые с участием государства. Эта система уже работает — сегодня вгиковцы проходят практику на большинстве российских картин. Также получаем гранты для создания часовых неигровых и анимационных проектов выпускников и двух полнометражных фильмов. 

культура: Творческие успехи?
Малышев: Выпускницы Сергея Мирошниченко сняли грандиозную 73-минутную документальную ленту о паралимпийцах «Дух в движении», которая удостоена президентской премии. Картина была одобрена Олимпийским комитетом, приобретена за рубежом. Несмотря на проблемы, престиж университета в мире растет. Встречаю наших выпускников на всех континентах. Вернее, они сами находят меня, расспрашивают, как и чем живет родной институт. ВГИК — это чудо, которое случается раз в жизни, а остается в сердце навсегда.